Новости / Бизнес

Снегоуборочный ком: катастрофа во Внуково привела к массовым задержаниям и отставкам

Вчера стало известно, что по взлетно-посадочной полосе Внуково в момент вылета Falcon президента компании Total Кристофа де Маржери бесконтрольно ездили не одна, а две снегоуборочные машины. Одна из них проскочила перед самым носом разгоняющегося лайнера, вторую Falcon задел крылом на взлете. Водителя этой машины вчера арестовал суд. Руководитель полетов аэропорта, два диспетчера и ведущий инженер аэродромной службы, отвечавший за уборочные машины, задержаны СКР, а руководство Внуково само ушло в отставку.

Два снегоуборщика с интервалом в 14 секунд

По словам руководителя спецкомиссии ведомства Алексея Морозова, на тот момент, когда диспетчеры дали разрешение экипажу Falcon на взлет, взлетно-посадочная полоса (ВПП) была свободна. Но уже через 10 секунд системой контроля и обзора летного поля диспетчерского пункта было зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе ВПП в сторону так называемой крестовины. Сами диспетчеры вчера называли появление машин на ВПП "несанкционированным вторжением", за которое их коллеги не должны нести ответственность, так как фактически уже предпринять ничего не могли.

Именно в районе крестовины -- на пересечении двух ВПП -- Falcon и столкнулся со снегоуборщиком под управлением 60-летнего Владимира Мартыненко. По словам представителей МАК, при начале разгона пилоты Falcon не видели никаких препятствий на полосе, а заметили их позже. По его словам, Falcon в этот момент уже набрал скорость почти в 250 км/ч и оторвался от земли. До самого крушения все системы самолета работали в штатном режиме. Отдельно в МАК подчеркнули, что диспетчеру "вышки" запросов на пересечение ВПП N1 спецтехникой не поступало.

Источник "Ъ", близкий к расследованию, фактически подтвердил слова представителей МАК, пояснив, что, по его данным, диспетчеры знали -- на полосе N2 работают снегоуборочные машины, выполняя сушку полос и рулежных дорожек. Операторы двух машин обнаружили недалеко от ВПП, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, несколько неработающих сигнальных фонарей. Зная, что в конце этой ВПП находились электрики, водители, работавшие в паре, решили отвезти им поломанную осветительную технику. Возвращаясь обратно, они и пересекли ВПП N1, на которой начал разгон Falcon.

Таким образом, МАК уже установил обстоятельства катастрофы, а ее непосредственных виновников предстоит определить СКР и суду.

К снегоуборщику добавили диспетчеров и инженера

В ночь на четверг в рамках расследования уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК ("Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц") следствием были задержаны руководитель полетов аэропорта Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ведущий инженер аэродромной службы Внуково Владимир Леденев. Первые трое отвечали за безопасность движения в воздухе и на ВПП, а инженер занимался вопросами уборки взлетного поля и поддержания его в нужном состоянии. Следствие считает, что все четверо плохо взаимодействовали между собой, не выполняя свои должностные инструкции, что и привело к несанкционированному появлению транспорта на ВПП, по которой стартовал самолет.

В свою очередь, "трудовой коллектив авиадиспетчеров" Внуково разместил в Twitter открытое письмо к главе СКР Александру Бастрыкину, потребовав "немедленно освободить коллег из-под стражи". Обращение было продублировано Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров России (ФПАД). В нем утверждалось, что все трое были фактически задержаны еще утром 21 октября, на следующий день после катастрофы, после того как сдали ночную смену.

Коллеги утверждали, что диспетчеров допрашивали в помещении Внуковского центра обслуживания воздушного движения (относится к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") практически без перерыва в течение 48 часов, не давая ни есть, ни спать. При этом адвокатов, предоставленных Госкорпорацией по ОрВД, к ним якобы не допускали. В результате стажерке Светлане Кривсун даже, по словам коллег, стало плохо и ей вызывали скорую. А в два часа ночи на четверг всех троих сотрудников, "истощенных морально и физически", в наручниках вывели из центра, отправив в ИВС.

Руководитель юрслужбы ФПАД Олег Бабич заявил "Ъ", что профсоюз начинает "всероссийскую и международную компанию солидарности" для освобождения задержанных. По его словам, само задержание было необоснованно, так как диспетчеры не уклонялись от общения со следствием, но с ними "поступили, как с опасными преступниками". Он отметил, что его коллеги действовали в соответствии с инструкциями. Один из сотрудников Внуково также заявил "Ъ", что совсем не понимает, почему задержали начинающего диспетчера Светлану Кривсун. Он подчеркнул, что стажер не принимает никаких решений и не отдает приказов, а вся ответственность лежит на диспетчере-инструкторе, которыми обычно становятся специалисты экстра-класса, каким и является Александр Круглов.

В свою очередь, официальный представитель СКР Владимир Маркин категорически опроверг слова диспетчеров. Он отметил, что диспетчерам было предложено самим приехать в СКР для дачи показаний. За ними даже готовы были прислать транспорт. Но они отказались, а потому следователям пришлось приехать во Внуково, допросить их в присутствии адвокатов, а потом и задержать.

Возможно, уже сегодня СКР будет ходатайствовать в суде об арестах новых подозреваемых. Вчера суд определил на два месяца в СИЗО 60-летнего водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко, в которую врезался самолет. Защита в очередной раз опровергла выводы следствия о том, что водитель был пьян, заявив, что у него не брали на исследование ни кровь, ни мочу, предложив освободить его под залог в 1 млн руб.

Отставки по следам катастрофы

Крушение Falcon во Внуково повлекло за собой и первые увольнения менеджеров: в отставку вчера ушли гендиректор ОАО "Международный аэропорт Внуково" Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Решение об отставке утвердил совет директоров компании, сообщили в аэропорту. Кроме того, от выполнения служебных обязанностей отстранены сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер-руководитель смены.

Возможно, этими увольнениями дело не закончится.

Один из источников "Ъ" считает, что катастрофа, ставшая причиной гибели четырех человек (экипажа Falcon и Кристофа де Маржери), возможно, вновь заставит чиновников вернуться к признанной ранее "малоперспективной" идее создания отдельного министерства, курирующего исключительно вопросы гражданской авиации.

Пока неясно, скажется ли катастрофа на процессе консолидации бизнес-периметра Внуково. Правительство в рамках планов по развитию московского авиаузла планирует в первом квартале 2015 года передать аэродромы в концессии. Сейчас они принадлежат государству, которое финансирует ремонт и строительство ВПП и сдает аэродромы в аренду компаниям-операторам аэропортов. До передачи аэродромов в концессию правительство поручило каждому аэропорту Москвы консолидировать активы.

Владимир Баринов, Елизавета Кузнецова, Алексей Соковнин, Иван Синергиев 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное