Новости / Бизнес

"Россия - это не вражеский стан"

Несмотря на сложную экономическую ситуацию один из крупнейших западных продовольственных ритейлеров Auchan планирует наращивать инвестиции в российский бизнес. О том, как при падающем рубле и растущей налоговой нагрузке сохранить и покупателей, и поставщиков, как принималось решение о передаче крымского гипермаркета российскому подразделению, а также о планах по дальнейшему развитию в стране в своем первом интервью в качестве гендиректора "Auchan Россия" "Ъ" рассказал ВИЛЕЛЬМ УБНЕР.
 

-- Как сегодняшнее противостояние между Евросоюзом, США и Россией сказывается на вашей работе? Каково вам, как иностранной компании, работается во "вражеском стане"?

-- Россия -- это не вражеский стан. Сейчас Auchan в России -- это 35 тыс. человек, среди них только 40 -- экспаты. В комитете дирекции Auchan три представителя России, россияне все больше занимают ключевые позиции в компании. Auchan работает в 12 государствах, и политика группы -- доверять руководству компании в конкретной стране. Мы децентрализованная структура, у нас это называется "Федерация автономных предприятий". Мы не занимаемся политикой, а развиваем нашу компанию. Например, Россия внутри группы уже занимает третье место -- после Франции и Китая.

-- Как при такой структуре принималось решение о переводе крымского магазина в российскую юрисдикцию?

-- У нас не было никаких сомнений, что мы должны перевести этот магазин под свое управление, несмотря на сложности снабжения. Сейчас наш гипермаркет в Симферополе получает товары из распределительного центра в Ростове. Это долго и сложно. Но в этом магазине были свои сотрудники, поставщики, клиенты. Кстати, все работники, за исключением трех человек, остались.

-- Не было противоречий с украинской структурой, которая раньше управляла симферопольским магазином?

-- Решение о передаче крымского гипермаркета российской структуре принимала генеральная дирекция группы. У нас не возникал вопрос, остановить ли там работу, закрыть ли магазин.

-- Бизнес важнее политики?

-- Не важнее, но не надо смешивать.

-- Не так давно министр промышленности и торговли Денис Мантуров ездил в Крым, пришел к выводу, что с ценами на полуострове все нормально -- "среднероссийские" -- и продовольственных товаров в супермаркетах достаточно. При этом власти субъекта запрещают вывозить продукты со своей территории. Вряд ли от переизбытка товаров. Какова реальная ситуация?

-- Снабжать симферопольский гипермаркет продуктами сложно. Иногда мы три-четыре дня ждем паром, чтобы доставить товар в магазин. Поэтому с ежедневной наполняемостью полок возникают проблемы. Это особенно сильно влияет на свежие продукты. Мы стараемся теснее работать с местными поставщиками. Недавно мы встречались с 20 местными компаниями, но пока система не отлажена.

-- А поставлять товар в магазин через украинскую структуру вы не можете, внутри групп как бы?

-- Это все равно импорт. Мы не возим, это другие организация и процедура. Хотя некоторые компании везут товары из Украины.

-- Цены в вашем крымском магазине как-то поменялись?

-- Конечно, логистические затраты на них повлияли.

-- Насколько они выросли? Например, на хлеб, молоко, сахар?

-- У меня нет точных данных. Но если говорить о локальных товарах, они не подорожали, остальные не больше чем на 10%.

-- В связи с изменениями в логистике, переходом на российский рубль не чувствуете ли вы, что Auchan на полуострове из дискаунтера превратился в премиальный магазин?

-- В Крыму у нас довольно много клиентов, приезжают закупаться почти со всего полуострова. Думаю, если бы мы стали "премиальными", к нам бы не ехали.

-- За счет чего вам удается держать цены?

-- Мы работаем с низкими наценками и низкими затратами. У нас очень незначительная часть сервисных служб, поэтому центральный офис такой небольшой для довольно крупной компании. Мы передаем полномочия сотрудникам на местах. То есть магазины сами несут ответственность за свою торговлю, и таким образом у нас снижаются расходы.

-- А ослабление рубля как скажется на ценах?

-- Хороший вопрос. Когда мы работаем с поставками из России, мы, естественно, рассчитываемся в рублях. Укрепление доллара и евро может создать проблемы нашим поставщикам, работающим с валютой. Тогда они придут к нам с предложением повысить цены. С каждым таким поставщиком мы будем вести переговоры: какое повышение мы примем, а какое нет. Не будет никакого общего правила.

-- Уже кто-то приходит?

-- Идет плановая переговорная сессия. У нас 2,5 тыс. поставщиков. В январе--феврале наши закупщики расскажут о результатах встреч с ними. Мы хотим, чтобы инфляция внутри Auchan была в два раза ниже, чем в стране.

-- Экстренный пересмотр цен в связи с ослаблением рубля еще не предлагали? Например, иностранные производители алкоголя: Diageo, Pernod Ricard, Bacardi. Их продукция сильно зависит от колебания валют.

-- У нас о повышении цен просят ежедневно. Конечно, импортные продукты будут дорожать. Если какие-то товары подорожают слишком сильно, мы будем от них отказываться.

-- Насколько должна вырасти цена, чтобы вы перестали закупать товар?

-- Торговля -- неточная наука. У нас есть ценовые ограничения по категориям товаров. Мы следим за продажами с помощью наших внутренних графиков: после достижения определенной цены продажи начинают падать. Естественно, эти графики сильно отличаются для алкогольной продукции, для макарон, текстиля и т. д.

-- Какая категория товаров в следующем году будет сильнее всего дорожать?

-- Нет никаких идей на эту тему. Понятно, что цены на импортные товары будут расти больше в связи с валютным рынком. Например, много непродовольственных товаров, даже импортируемых из Китая, мы закупаем в долларах.

-- В связи со сложившейся экономической ситуацией какие у вас ожидания от новогодних продаж? Насколько в этом году они могут быть меньше, чем в прошлом?

-- Я думаю, что сейчас наши клиенты готовятся к празднику. Мы уже фиксируем довольно большие продажи новогодних украшений и других рождественских атрибутов.

-- То есть снижения вы не ожидаете?

-- Нет. Не в декабре. Мы 15 ноября выставили все праздничные товары. Могу сказать, что старт хороший.

-- Всех волнует тема продовольственных санкций. Уже можно говорить о том, что ритейлеры как-то приспособились к новым предложенным условиям? Как с этим справился Auchan, что для вас изменилось?

-- Да, санкции поменяли привычный ход нашей работы. Но продуктовое эмбарго коснулось 500 товаров из 50 тыс. наименований, которые мы продаем. Среди этих 500 товаров есть два типа. Первый -- продукты, которые мы не смогли и не сможем заменить. Например, сыр рокфор. Второй -- которые мы заменили. Например, норвежская семга. Поиск новых поставщиков и внедрение новых логистических схем заняли у нас примерно два месяца. Сейчас полки, как и раньше, заполнены. Мы нашли замену 350 товарам, за счет этого влияние на наш товарооборот составляет менее 1%.

-- Вы говорите о выпадающей выручке?

-- Да, это потери товарооборота из-за тех товаров, которые мы не смогли заместить.

-- А какие последствия это может иметь?

-- Для нас замедление роста меньше чем на 1%.

-- А на ценах?

-- Есть два варианта развития событий. Первый, если мы заменяем испанские апельсины на турецкие или марокканские. В этом случае влияния на цены практически нет, так как дистанция доставки одинаковая. Второй, когда мы заменяем норвежскую семгу рыбой с Фарерских островов. И в такой ситуации увеличение логистического плеча не может не повлечь повышение цен.

-- Ваши коллеги сообщили, что они замораживают цены на некоторые социально значимые товары: молоко, хлеб, мука, макароны. Рассматривали ли вы для себя такой сценарий и видите ли в этом необходимость?

-- Я никогда не был сторонником фиксирования цен. Мы работаем в рыночной экономике. Наша задача как дискаунтера -- не блокировать цены, а снижать их. О замораживании цен говорят, когда стоимость товаров начинает расти. Я считаю, что в такие моменты нужно заниматься снижением цен. Цены на социально значимые товары мы и так контролируем. Например, стоимость 24 базовых продуктов с января выросла на 3,6%, а в целом по сети цены повысились в среднем на 4,5%. Притом что инфляция в стране как минимум 8%. Понятно, что какие-то товары подорожали на 20%.

-- Вы намекаете на гречку?

-- Сейчас мы все говорим про гречку. Наши поставщики предлагают повысить закупочную цену на 50%. Да, с точки зрения урожая на Урале и в Сибири год был сложный, но это не касается юга России. Поэтому мы считаем подорожание в полтора раза необоснованным. Мы обсуждаем ситуацию с контрагентами, ведем тяжелые переговоры, чтобы не принимать предложенное повышение. Поэтому в некоторых наших магазинах гречки сейчас нет.

-- Недавно президент РФ подписал закон о торговых сборах. Вы уже анализировали, как он повлияет на вашу компанию?

-- Auchan в прошлом году заплатил в бюджет Москвы 1 млрд руб. налогов. Ритейлеры, которые входят в Ассоциацию компаний розничной торговли, занимают 10% оборота российской торговли в стране, при этом налогов платят 19%. И новый налог опять повышает нагрузку именно на этих игроков рынка. Документ принят -- да, он может повлиять на наши результаты. В такой ситуации у нас есть два варианта действий: либо еще снизить затраты предприятия, например, зарплаты или рабочие места, либо увеличить наценку и поднять цены.

-- И что выберете вы?

-- А как вы думаете, какой выбор сделает Auchan?

-- Вопрос.

-- Мы, конечно, будем снижать наши расходы, потому что мы дискаунтер...

-- То есть у вас будет какое-то сокращение?

-- Мы пересмотрим организацию работы. Если мы будем открывать новые магазины, может быть, станем нанимать меньше персонала. Влияние будет сильное, но о сокращении действующих сотрудников речи нет.

-- Вы заговорили про открытие новых магазинов. Как вы планируете развиваться в ближайшие два-три года?

-- Сейчас обозримость будущего сокращается немного. Количество проектов зависит от двух вещей: от наших результатов и от проектов наших партнеров, которые открывают торговые центры. Пока мы хотим открыть 7-12 магазинов в ближайший год.

-- И каких инвестиций это потребует?

-- В 2014 году мы инвестировали в России 8 млрд руб., в следующем планируем вложить около 10 млрд.

-- Новые девелоперские проекты готовите?

-- У нас есть три проекта торговых центров. По одному в Москве, рядом с метро "Кантемировская", в Пушкине и Тольятти. Следующие два года будем их строить. Их общая площадь почти 200 тыс. кв. м.

-- Увеличение налоговой нагрузки в связи с переходом на исчисление налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости вас не пугает? Как выросла ваша фискальная нагрузка в связи с этим?

-- Москва и Московская область по многим объектам уже пересчитали кадастровую стоимость, что увеличило налог на имущество, несмотря на пониженную ставку налога в сравнении с предыдущим законом. Мы оспариваем эту оценку, так как считаем, что она завышена и не соответствует действительности.

-- Новые слияния и поглощения готовите?

-- Пока ничего конкретного.

-- Нет достойных кандидатов на покупку? Или вам неинтересен такой формат развития?

-- Приоритет для нас сейчас -- сосредоточиться на открытых магазинах, на интегрированных "Реалах" и направить наши усилия на развитие предложения для клиентов, ассортимента в этих магазинах Москвы и других городов.

Интервью взяли Анастасия Дуленкова и Олег Трутнев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное