Новости / Бизнес

Сроки "Ямала СПГ" поставили под сомнение

Французская Total впервые осторожно допустила возможность переноса сроков ввода в эксплуатацию своего крупнейшего проекта в России -- "Ямала СПГ". По плану завод по производству сжиженного газа должен заработать к 2017 году, но выйти на полную мощность лишь к 2021 году. Смещение сроков грозит нарушением условий займа средств из Фонда национального достояния (ФНБ) и контрактов на поставку СПГ.

Total, владеющая 20% в "Ямале СПГ", признала возможность переноса срока начала эксплуатации завода. "Когда проект готов на 25%, очень трудно сказать, будет ли он завершен вовремя",-- заявил вчера Bloomberg вице-президент по транспортировке сжиженного газа Total Жак Бесс. Первая линия по производству СПГ должна быть запущена в 2017 году. В московском представительстве Total и НОВАТЭКе "Ъ" заявили, что сроки ввода проекта не переносятся.

В отчете по МСФО за четвертый квартал 2014 года НОВАТЭК сообщал, что три линии по производству СПГ по 5,5 млн тонн каждая будут запущены на "Ямал СПГ" в 2017, 2018 и 2019 годах. При этом уточняется, что на полную мощность завод должен выйти только к 2021 году, но что это означает, в компании не поясняли. По состоянию на середину прошлого года акционеры "Ямала СПГ" законтрактовали работы по его строительству на 734 млрд руб., то есть примерно на 80% ($21,8 млрд) по тогдашнему курсу. Общая стоимость проекта оценивается в $26,9 млрд.

Источник "Ъ" в Минэнерго говорит, что "никаких переносов срока ввода проекта не планируется -- все работы идут в срок". Обязательство начать работу в 2017 году у "Ямала СПГ", в частности, прописано в заявке компании на получение займа в 150 млрд руб. из ФНБ.

При этом значительную часть будущего СПГ компания уже успела распределить. Часть выкупят акционеры проекта -- Novatek Gas & Power (2,38 млн тонн в год), Total Gas & Power (4 млн тонн), CNPC (3 млн тонн). Еще 2,9 млн тонн в год в течение 20 лет будет покупать трейдер "Газпрома" Gazprom Marketing & Trading Singapore, 2,5 млн тонн купит испанская Gas Natural Fenosa. Просрочка даты поставки чревата серьезными штрафами -- около $400 млн в месяц, сообщал в мае 2014 года вице-премьеру Аркадию Дворковичу глава Минтранса Максим Соколов.

Еще один фактор, который может повлиять на сроки проекта,-- предоставление финансирования. Пока "Ямал СПГ" получил 75 млрд руб. из 150 млрд руб. из ФНБ, еще $10 млрд, уверяют акционеры проекта, должны предоставить китайские банки. "У китайских партнеров нет проблем с финансированием проекта, они всецело настроены на это",-- говорил в начале февраля глава Total Патрик Пуянне.

Андрей Полищук из Raiffeisenbank полагает, что если сроки проекта и могут как-то измениться, то это связано прежде всего с поиском финансирования. Акционеры "Ямала СПГ" признавали, что у проекта есть трудности из-за санкций. "В таких условиях оборудование могло подорожать, и новые источники финансирования его покупки неясны",-- считает господин Полищук.

Кирилл Мельников, Юрий Барсуков, Яна Рождественская


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное