Новости / Бизнес

Иркутские стартаперы: «Кризиса бояться – в бизнес не ходить»

По данным глобального исследования предпринимательства, 77% россиян боятся открывать свое дело. Герои нашего материала к их числу не относятся. Они не только рискнули открыть бизнес, но и сделали это в самый, казалось бы, неподходящий момент – в разгар кризиса.

Неуязвимый хлеб

Вячеслав Ширяев – известный в Иркутске ведущий и шоумен. Предпринимательской деятельностью он занялся осенью 2015 года – как говорит, жизнь заставила.

«Не секрет, что основной доход многих телеведущих – это корпоративы, праздники. А они, в связи с кризисом, здорово 'просели'. Нужно было найти какое-то новое направление, более стабильное, менее подверженное влиянию негативных экономических факторов», – рассказывает Вячеслав.

Таким направлением оказался… хлеб. Действительно, что может быть неуязвимей, чем пекарня: спрос на хлебобулочные изделия есть всегда, от курсовых колебаний бизнес практически не зависит, огромных инвестиций не требует.

«Мы нашли краснодарскую франшизу 'Хлеб из тандыра' (тандыр – печь-жаровня, мангал особого вида для приготовления пищи у народов Азии, – прим. ред.). 2 августа подписали договор, нашли помещение в Ленинском районе, сделали ремонт и 24 октября открыли магазин-пекарню», – говорит наш собеседник.

Старт бизнеса обошелся, по словам Вячеслава, в 1,5 млн рублей. «Пришлось поскрести по сусекам, чтобы печь колобка», – смеется он. В ход пошли и свои сбережения, и кредитные средства. Помогло и государство: стратаперам удалось получить субсидию на свое производство в размере 200 тысяч рублей. 

«Сама франшиза (вместе с тандыром) стоила 250 тысяч рублей. Еще миллион с лишним пришлось потратить на все остальное: ремонт, подключение сетей, закуп ингредиентов, аренду. Надо отдать должное арендодателям – они пошли навстречу и дали ‘каникулы’ по аренде на месяц», – рассказывает Вячеслав.

Основная трудность бизнеса, по словам предпринимателя, – наладить каналы сбыта. Восточный хлеб из тандыра – достаточно новое для иркутян направление, не все его еще распробовали.

«Мы решили работать большими объемами, – говорит Ширяев. –  Сейчас выходим с нашей продукцией в торговые сети: 'Удача', 'Багира', магазины 'Белореченский'... Заключили договор со 'Слатой'. Там будут представлено три эксклюзивных позиции. В том числе пита – лепешка, которую мы сами решили печь (условия франшизы позволяют менять ассортимент): ее можно разрезать повдоль, положить внутрь любую начинку. Вкусно и удобно».

В будущее своего дела Вячеслав Ширяев смотрит с оптимизмом.

«Мы верим, что пекарня нас еще ‘покормит’. Если все пойдет хорошо, то стартовые вложения можно будет 'отбить' через год. Тогда можно будет и новую точку открыть, в другом городе: мы по договору с франчайзерами представляем всю Иркутскую область».

Своим коллегам – начинающим предпринимателям – Вячеслав советует, в первую очередь, четко определиться с рынками сбыта: «Нужно понять, куда вы будете реализовывать свой товар. Во-вторых – не бойтесь рисковать. В-третьих – не ждите сразу каких-то огромных дивидендов. И еще – доверяйте своей интуиции. Рассчитать все с точностью до копейки не получится: жизнь разнообразнее бизнес-плана».

Сбой в «программе»

Роман Предеин тоже сменил сферу деятельности в разгар кризиса. Проработав долгое время региональным менеджером по PR компании МегаФон в Иркутске, он уволился и отправился в «свободное плавание».

«У большинства из нас просто ‘программа’ зашита. Нам же с детства культивируется исполнительная роль и карьерная лестница как единственный путь к самодостаточности. У меня в этой программе произошел сбой, – рассказывает Роман.

– Ничего особенного не случилось. Я просто решил, что мне надо делать свое дело. Откладывать глупо, время потом медленнее не станет. И за меня мое дело никто не сделает. А если не выйдет, то будем пробовать дальше. Взял и решил это прямо посреди пятидневной рабочей недели, где-то между бизнес-ланчем и очередным отчетом».

30 ноября 2015 года стало датой рождения его бизнеса – «Группы компьютерных инженеров». «Телефоны, ноутбуки, планшеты, настольные компьютеры – мы ремонтируем умные неодушевленные предметы», – так описывает свой бизнес-концепт наш собеседник.

К этой идее Предеин пришел далеко не сразу. «Свое», признается, искал долго, перебрал немало разных вариантов: строительство деревянных домов, мебель, цифровой ритейл, экспорт иркутского хлеба…

«В конце концов, я спросил себя: ‘В чем я разбираюсь действительно хорошо?’, ‘Платят ли за это люди?’, рассказал другу – решили делать, и он тоже уволился ради этого. Название и концепцию придумали пока ехали по новому Ангарскому мосту», – говорит Роман.

Огромных финансовых вложений старт бизнеса не потребовал. В общей сложности, по словам предпринимателя, в «Группу компьютерных инженеров» нужно вложить около сотни тысяч рублей – но не сразу, постепенно, по мере необходимости.

«На самом деле реальных денег для старта нужно немного. Есть в кармане десять тысяч рублей – можно смело начинать бизнес. Практически любой», – убежден Предеин.

Конкуренция в сегменте ремонта техники – бешеная. «В пешей доступности вокруг нас около 10 конкурентов, но мы нам больше нравимся», – улыбается Роман.

Тем, кто думает об открытии своего дела, Предеин советует: «Делайте сейчас». И кризиса, по его мнению, бояться не нужно. «Кризис – как дождь. За что я могу быть благодарен дождю? За урожай? Но если дождь затянется, семена и ростки вымоет. Все, что я могу сделать – на всякий случай построить каноэ, не забывать зонтик и верить в прогнозы синоптиков».

Эффективная столовая

Не испугал кризис и учредителей кейтеринговой компании «ОДИН». 1 февраля 2016 года они открыли на улице Декабрьских Событий столовую «ОБЕДмаркет».

До этого предприниматели несколько лет успешно занимались выездным ресторанным обслуживанием и корпоративным питанием крупных организаций, «набили» руку на объемах, технологиях, накопили денег.

Открытие «уличного» проекта стало органичным этапом развития бизнеса. А то, что «кризис на дворе» – ну так что ж? Не отказываться же от планов.

У кризиса, по словам наших собеседников, есть как негативные, так и положительные стороны. «Главный минус – это рост курса валют. Отсюда – удорожание продукции, удорожание производственного, технологического оборудования. Каналы, где можно было доставать оборудование чуть подешевле, но качественное – в виде Турции – сейчас тоже закрыты, – рассказывает Никита Дубровин. – Но есть и позитивные моменты. Во-первых, из-за того, что на рынке стало много людей, потерявших работу,  стало гораздо проще с выбором сотрудников, чем в 'сытые' времена. Во-вторых, малоэффективные предприятия ушли с рынка – освободились помещения. Аренда сейчас очень выгодная. Можно и в центре города найти помещение с хорошими подъездами, парковками, хорошей площадью – и условия будут более чем приемлемые».

Ребятам, например, удалось найти такое хорошее место по хорошей цене на улице Декабрьских Событий: рядом немало офисных зданий, а значит – потенциальных клиентов. Арендодатели пошли предпринимателям навстречу и предоставили арендные «каникулы» на время ремонта.

Открытие столовой «с нуля» с текущими ценами на оборудование, по словам предпринимателей, может обойтись в сумму порядка трех миллионов рублей.

«ОБЕДмаркет» вышел дешевле: часть оборудования у ребят уже была, потратиться пришлось только на ремонт, закуп продукции и старт. «Года за полтора стартовые вложения надеемся 'отбить'».

«ОБЕДмаркет», по словам предпринимателей, – это столовая в самом хорошем понимании этого слова. «Наш гость – тот, кто не хочет ни лапшу, ни пиццу, ни зачастую неоправданно дорогой бизнес-ланч, а кто хочет просто поесть нормальной пищи за приемлемые деньги».

В столовой можно также купить еду «с собой», причем речь идет не только о традиционном кофе, напитках и десертах «на вынос»: «Мы потому и называемся 'маркет' – планируем запустить целую линейку разных домашних полуфабрикатов, которые можно будет брать с собой, в том числе диетических. В Иркутске немало женщин, у которых нет времени готовить ужин. Достала из пакетика, разогрела – готово».

Бытует мнение, что столовая – самый неуязвимый формат общепита в кризис, однако это не совсем так. «Конечно, в обывательском смысле хочется сказать, что столовая сегодня в выигрыше. Но если говорить откровенно, то сейчас выживет тот, у кого очень эффективное производство, а это может быть и ресторан, и буузная, и пиццерия, и кофейня. Например, у нас объект рассчитан на проходимость до 300 человек, и весь этот поток может обслужить один повар. Мы не держим штат бездельников, и затраты на зарплату у нас очень поджаты. Если же в заведении раздутое меню и не менее раздутый штат, у него будут проблемы».

Такое понимание бизнеса пришло к нашим собеседникам далеко не сразу – пришлось набить не одну шишку, усвоить не один урок.

«У нас никогда ничего не получается с первого раза.  Десять раз попробуем, на одиннадцатый получается, как надо. Наберитесь терпения, будущие предприниматели», – советуют они.

Бизнес на стрессе

Еще один наш герой – Илья Каверин – решил не просто не бояться кризиса, а зарабатывать на нем. Вернее, на его «спутниках» – стрессе, гневе, нервном напряжении.

Негативные эмоции обязательно нужно выплескивать. В стрессовыжималке «Точка кипения», которую Илья открыл в Иркутске незадолго до Нового года, это можно и нужно делать – самыми разными способами.

Взять, например, кувалду или молоток и расколотить ненавистный компьютер. Или пострелять из пневматического пистолета по стаканам. Или запустить стеклянной бутылкой в бетонную стену (как трижды сделала автор этих строк после интервью).

«Конечно, психотерапевтический эффект комната гнева имеет небольшой. Гнев – это все-таки сиюминутная эмоция, нельзя разозлиться на другом конце города, сохранить это в себе, а потом приехать к нам и выпустить пар, – говорит Илья. – Мы позиционируем себя больше как развлечение. В Иркутске сегодня популярны квест-комнаты. Стрессовыжималка – это 'антиквест'».

По словам Каверина, наиболее популярным форматом сегодня является «По обстановке». Просят чаще всего «Офис»: помещение обставляется как традиционное офисное пространство (стул, стол, компьютер, принтер, телефон и пр. офисная атрибутика), участник надевает защитную экипировку и, вооружаясь молотком, кувалдой, битой и пр., крушит и ломает все. Стоимость игры – 5 тысяч рублей.

«Как правило, к нам приходят достаточно взрослые люди, 30-35 лет. Для мужчин это возможность вернуться в детство: разбить телевизор на помойке – это ж святое дело для каждого мальчишки! Женщины относятся к процессу более серьезно».

Специальное предложение в стрессовыжималке есть и для пар: зачем бить посуду дома, если это можно сделать в «Точке кипения». Организаторы накрывают стол на двоих – и предлагают участникам устроить самую жуткую семейную ссору. 

Технику и мебель для «Точки кипения» предприниматель собирает буквально отовсюду. «Авито», друзья, сервисные центры – задействованы все возможные каналы. Осколки и обломки после каждой игры грузят в ящики и вывозят на полигон ТБО.

Сейчас заботы Ильи Каверина направлены на дальнейшее расширение ассортиментной линейки и продвижение своих услуг. По его словам, чаще всего гости приходят в «Точку кипения» по подарочным сертификатам (которые, кстати, могут выглядеть и необычно: в виде тарелки, 'которую надо разбить в стрессовыжималке' или биты, 'которой нужно крушить и ломать'). «Дарить впечатления сегодня модно», – говорит Илья.

По словам предпринимателя, на запуск «Точки кипения» у него ушло около 150 тысяч рублей. «Помимо этого, были использованы собственные активы. Так, мы не покупали машины (только эта позиция прибавила бы тысяч 400-450), помещение (хоть его и пришлось приспособить) и т.д.». Совсем скоро Илья рассчитывает «отбить» стартовые вложения. А в планах у него – открытие стрессовыжималки в другом городе.

«Главное в бизнесе – не ‘тормозить’, просто брать и делать, – говорит Каверин. – Все вокруг ноют, что ‘все плохо’. Но нужно во всем искать положительные моменты и возможности. И работать, работать, работать».

Анна Масленникова


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное