Новости / Бизнес

"Аэрофлот" сдал лишние рейсы без риска. Его конкуренты вряд ли смогут на этом выиграть

"Аэрофлот" решил отказаться от 13 из 56 международных допусков (23,2% от общего числа), полученных в октябре 2015 года после ухода с рынка "Трансаэро". Об этом гендиректор группы Виталий Савельев сообщил министру транспорта Максиму Соколову ("Ъ" ознакомился с копией). В министерстве "Ъ" подтвердили получение письма.

В числе возвращаемых допусков направления из Москвы в Америку (по семь частот в неделю в Нью-Йорк и Майами и по пять -- в Хьюстон и Торонто), Азию (семь частот в Сингапур, четыре -- в Хошимин, три -- в Гонконг), Европу (14 частот во Франкфурт, семь -- в Мадрид, две -- в Пальма-де-Мальорку) и Казахстан (по две частоты в Кокчетав и Уральск). Также "Аэрофлот" отдает две частоты из Петербурга в Лондон. Виталий Савельев мотивировал решение "в первую очередь заботой о сохранении конкуренции". Группа "подтверждает нежелание быть монополистом", пишет он, и будет стремиться к тому, чтобы "ее доля с учетом иностранных авиакомпаний не превышала 50%". По его мнению, "эффективная эксплуатация" этих маршрутов "поможет развиваться другим российским авиакомпаниям".

Осенью 2015 года "Аэрофлоту" на год с возможностью пролонгации отдали 56 направлений из Москвы из 156, имевшихся у "Трансаэро". Сам "Аэрофлот" получил 23 направления (в том числе в считающийся крайне прибыльным Казахстан), 33 маршрута отдали входящей в группу "России" (начнет летать по ним после передачи самолетов "Трансаэро", рассказал "Ъ" источник в группе). Еще 45 направлений отданы другим игрокам: например, "Уральским авиалиниям" (15 допусков), "ВИМ-Авиа" (девять), по восемь -- "Северному ветру" и "Оренбургским авиалиниям" (входят в группу "Аэрофлот"), шесть -- Red Wings, четыре -- "ЮТэйр". Передачу "Аэрофлоту" большей части допусков Максим Соколов объяснял "компенсацией" за санацию "Трансаэро" и вывоз 2 млн пассажиров компании. По расчетам "Аэрофлота", срок окупаемости затрат -- 17 млрд руб.-- мог составить до шести лет при сохранении этих маршрутов.

Но это вызвало недовольство ФАС: в марте глава службы Игорь Артемьев заявлял, что доля "Аэрофлота" составила 50%. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2015 году группа "Аэрофлот" занимала 43% рынка, по 12% -- S7 и "Трансаэро", 8% -- "ЮТэйр". В декабре доля группы "Аэрофлот" составила 53,2%, S7 -- 14,8%, "ЮТэйр" -- 6,8%. В "Аэрофлоте" считают долю с учетом иностранных перевозчиков: источник, близкий к совету директоров, пояснил "Ъ", что по итогам 2015 года доля группы -- 36,7%. Глава ФАС обещал мониторить цены на билеты "Аэрофлота" и в случае роста ставить вопрос о "структурных реформах, то есть о продаже части самолетов, линий". Вчера в ФАС не комментировали ситуацию, заявив, что не знакомы с отказом "Аэрофлота".

Независимый эксперт Андрей Крамаренко считает действия "Аэрофлота" "реверансом" в сторону ФАС, реального интереса почти все эти частоты на фоне падения международных перевозок не представляют.

"Практически все эти направления у перевозчика есть,-- говорит он,-- потенциала на увеличение частоты полетов не предвидится, а на дальнемагистральных направлениях просто не ожидается конкуренции".

Елизавета Кузнецова, Владимир Дзагуто, Яна Циноева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное