Новости / Бизнес

Железные дороги вышли на предел гибкости. ОАО РЖД не готово снижать доходы дальше

Готовность нового руководства ОАО РЖД во главе с Олегом Белозеровым идти навстречу клиентам дошла до поворотной точки -- монополия, с прошлой осени регулярно соглашавшаяся на просьбы и требования грузоотправителей, начала им отказывать. Как стало известно "Ъ", вчерашняя попытка угольщиков получить скидки на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича провалилась. Железнодорожники теперь советуют клиентам искать "избыточную маржу" на других видах транспорта, например в портах. Но и у тех лишних доходов пока не обнаружено.

Вице-премьер Аркадий Дворкович 17 мая провел совещание по транспортной составляющей в цене угля, исполняя поручения премьера Дмитрия Медведева с совещания 4 апреля в Новокузнецке, рассказали источники "Ъ" в отрасли. Речь идет о пунктах протокола, которые предписывали вице-премьеру, угольщикам, ФАС, ОАО РЖД, Минэкономики и Минтрансу обсудить железнодорожные тарифы и прозрачность их изменения в рамках "тарифного коридора", а также предложить меры сдерживания роста транспортной составляющей, обратив внимание на стоимость портовых услуг и предоставления вагонов.

По данным "Ъ", на совещании были глава крупнейшей в РФ угольной компании СУЭК Владимир Рашевский, президент СДС Михаил Федяев, владелец НЛМК Владимир Лисин, топ-менеджеры "Мечела" и "Кузбассразрезугля" (КРУ). ОАО РЖД представлял президент Олег Белозеров. Представитель Аркадия Дворковича подтвердила факт проведения совещания. В ОАО РЖД, ФАС, НЛМК и угольных компаниях отказались от комментариев.

Транспортная составляющая в цене угля высока: при себестоимости открытой добычи в Кузбассе до 1,4 тыс. руб. ($21) за тонну столько же стоит перевозка по железной дороге до Дальнего Востока и чуть меньше (1 тыс. руб. за тонну) -- до Балтики, около 300 руб. за тонну -- перевалка в портах, говорят источники "Ъ". Андрей Лобазов из АТОН отмечает, что снижение транспортных расходов существенно поддержало бы угольщиков.

Но, как показало совещание, вероятность этого невысока. Источник "Ъ", близкий к угольщикам, говорит, что ОАО РЖД пока не намерено отменять экспортную надбавку к тарифу (13,4% на коксующийся уголь и 1,4% на энергоуголь).

Позиция Олега Белозерова свелась к тому, что монополии нельзя терять доходы, нужен другой механизм для сдерживания транспортных затрат. Как говорят источники "Ъ", господин Белозеров предложил угольщикам представить детальный расклад себестоимости, чтобы определить узкие места, на что Владимир Рашевский ответил встречной просьбой относительно услуг ОАО РЖД.

Это, по сути, первый крупный конфликт и довольно серьезное ужесточение позиции нового руководства монополии, которое до сих пор относилось к клиентам мягче предыдущего.

В качестве альтернативы, говорит один из собеседников "Ъ", на совещании прозвучало предложение снизить тарифы портов, но эта идея не понравилось угольщикам, у большинства из которых собственные терминалы, переваливающие в том числе чужой уголь. Другой источник "Ъ" добавляет, что портовиков поддержала ФАС, по данным которой у стивидоров также "огромной маржинальности там нет".

Анатолий Джумайло, Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное