Новости / Бизнес

ФАС выступила против точечных коррекций тарифов ОАО РЖД

ФАС, ранее в основном поддерживавшая ОАО РЖД по большинству вопросов, выступила против точечных коррекций тарифов, предложенных монополией на 2017 год. По оценке ведомства, принятие этих мер приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей в 12%, притом что правительство закладывало для ОАО РЖД потолок роста тарифа в 4%. По мнению экспертов, именно протест грузоотправителей вынудил ФАС отказаться от поддержки предложений ОАО РЖД.

ФАС дала отрицательное заключение на предложения ОАО РЖД по точечным изменениям в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ монополии), следует из направленного в понедельник в правительство письма руководителя службы Игоря Артемьева ("Ъ" ознакомился с содержанием). ОАО РЖД, которому на 2017 год Минэкономики обещает рост тарифа в 4%, предлагает компенсировать недостаток поступлений (порядка 80 млрд руб.) за счет различных корректировок. В их числе -- повышение тарифов на определенные типы подвижного состава, виды грузов, продление на год действия экспортных надбавок в 13,4% к тарифу (в рамках так называемого тарифного коридора -- права монополии поднимать или опускать тариф ФАС), которые истекают в конце января (об этом см. "Ъ" от 20 октября).

В письме господина Артемьева говорится, что предложения ОАО РЖД "в совокупности могут привести к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей на 2017 год в размере 12%". ФАС переговорила с пользователями услуг ОАО РЖД, которые высказали отрицательную позицию по тарифному коридору, равно как и Совет потребителей услуг ОАО РЖД и Минэкономики. Также ФАС отмечает, что сейчас совокупная нагрузка на экспортные перевозки "на уровне исторического максимума", вагонная составляющая (ставка аренды) кратно выросла "в связи с искусственно складывающимся дефицитом" из-за списания вагонов, из-за курсовых разниц выросли цены на стивидорные услуги. В связи с этим ведомство сочло "нецелесообразным компенсировать снижение объемов перевозки маржинальных грузов за счет повышения тарифов".

В письме Игоря Артемьева упоминается, что совокупный рост тарифной нагрузки на уровне 12% заявлен в проекте финансового плана ОАО РЖД, "в то же время рост доходов от перевозочных видов деятельности ожидается лишь в 7%". В ОАО РЖД не комментируют эту информацию. Источник "Ъ", близкий к монополии, говорит, что в проекте финплана такой цифры нет и, "возможно, это собственные расчеты ФАС".

Глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что ранее ФАС, "не состоявшаяся как тарифный регулятор, была вынуждена двигаться в фарватере монополии". "Но волна несогласия с ОАО РЖД, поднятая грузовладельцами, не позволила ФАС сделать на него ставку",-- продолжает эксперт. По его оценке, при введении всех точечных изменений и индексаций, нагрузка в целом вырастет на 12%. "Но надо помнить, что монополия очень хорошо играет цифрами,-- замечает господин Иванкин.-- В 2016 году тариф был проиндексирован на 9%, но ОАО РЖД заявляет, что рост тарифной нагрузки для грузовладельцев -- не более 3,5%, так как именно на эти 3,5% выросла выручка монополии", поэтому при росте на 12%, скорее всего, выручка вырастет на 6-7%.

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное