Новости / Бизнес

Доходы РЖД размыло грузопотоком: монополия возит все больше, но не зарабатывает

Несмотря на индексацию тарифа с 1 января на 6% и рост грузооборота на 7%, доходность грузоперевозок ОАО РЖД за первый квартал почти не увеличилась. По мнению менеджмента компании, проблема в ухудшении структуры грузопотока: растущие объемы низкодоходного угля вытесняют высокодоходные нефть и металл. Аналитики отмечают, что тенденция уже приобрела "необратимый характер", а привлечь новые грузы будет все сложнее.

Рост доходной ставки ОАО РЖД в части грузоперевозок за первый квартал "близок к нулю", заявил в пятницу старший вице-президент монополии Вадим Михайлов. "Погрузка у нас идет выше плана, грузооборот выше плана, но, к сожалению, первый квартал по-прежнему показывает неположительную для нас динамику структуры перевозимых грузов,-- сказал он.-- Мы опять стали везти больше низкодоходных грузов по сравнению с высокодоходными". В частности, происходит увеличение отгрузки угля при сокращении перевозки нефтяных грузов.

По словам господина Михайлова, глава ОАО РЖД Олег Белозеров уже провел ряд встреч с крупными грузоотправителями (на 28 из них приходится 55% доходов ОАО РЖД), обсуждались меры по возврату грузов на железную дорогу. "Мы надеемся, что падение доходной ставки остановится и структура грузов стабилизируется",-- пояснил топ-менеджер.

С 1 января тарифы ОАО РЖД были проиндексированы на 6%, объем перевозок также вырос. По данным ОАО РЖД, погрузка за январь--март увеличилась на 3,8%, до 305 млн тонн. Погрузка каменного угля при этом выросла на 9,3% (до 91,1 млн тонн), но нефти и нефтепродуктов сократилась на 0,2% (до 61,2 млн тонн). Грузооборот вырос на 7,3%, до 607,6 т км (без учета порожнего пробега). Таким образом, нулевой рост предполагает фактическое ухудшение доходности.

Глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин поясняет: доходная ставка представляет собой доход, разделенный на грузооборот в тонно-километрах, и на нее влияют два фактора -- наименование груза и дальность. По его мнению, нулевой прирост доходной ставки при опережающих темпах роста грузооборота и индексации тарифа говорит о том, что ОАО РЖД ошиблось в расчете необходимой индексации тарифа на 2017 год.

Действительно, доходная ставка ОАО РЖД в пересчете на тонну груза по итогам квартала почти не изменилась (рост менее 0,5%), а в пересчете на единицу грузооборота выросла примерно на 1%, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Это связано с продолжающимся ростом доли низкодоходного угля в структуре перевозок, а также со снижением грузооборота нефтеналивных, хлебных грузов и руды на фоне сокращения средней дальности. "В 2017 году процесс ухудшения структуры грузовой базы продолжается и с учетом перераспределения перевозок светлых нефтепродуктов принял необратимый характер -- например, в четвертом квартале начнется заполнение дизтопливом нефтепродуктопровода Тихорецк--Новороссийск",-- говорит эксперт, добавляя, что при этом возможности ОАО РЖД по привлечению других грузов сильно ограничены.

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное