Комментарии

В погоне за гостями. Зачем рестораторы открывают свои точки в торговых центрах?

Традиционно общепит в торгово-развлекательных центрах представлен фаст-фудом. Однако в Москве в последнее время туда переезжают и заведения более высокого класса – рестораны, кофейни, гастробары. Иркутск не отстает от столицы: недавно свою точку в «Модном квартале» запустил «Антрекот», уже не первый год в том же ТРЦ работает Studio Coffee, открылась в «КомсоМОЛЛе» кофейня «Шоколадница»…Что это – дань моде? Или новая тенденция, которая приведет к массовому открытию ресторанных точек в ТРЦ? Газета Дело задала несколько вопросов участникам иркутского рынка.

1. Почему вы решили открыть точку в торговом центре?

«В ТЦ не нужно думать о привлечении клиентов»

Артем Михайлов, учредитель и генеральный директор сети кофеен Studio Coffee:

– Большинство точек общепита во всех торговых центрах – фаст-фуд (быстрое питание и к тому же дешевое), а кафе и рестораны – это пока лишь единичные «островки».

Два года назад мы открыли свою точку в «Модном квартале», потому что среди посетителей данного ТРЦ есть немало потенциальных клиентов нашей кофейни. По торговому центру гуляет масса людей, которые рано или поздно захотят посидеть, отдохнуть, поесть, выпить кофе... Концепция нашего заведения захватывает определенный сегмент посетителей и их потребностей. Основное отличие нашей кофейни от фаст-фуда – более высокий уровень приготовления, акцент на десерты и напитки (иными словами, не только подороже, но и полезнее и вкуснее).

 «ТЦ – это перспективные точки продаж»

Сергей Бояринцев, директор шашлык-бара «Антрекот»:

– Мы решили открыть точку в «Модном квартале», потому что, на мой взгляд, ТЦ – это перспективные точки продаж для нашего города. Тем более, если посмотреть на сибирские регионы, то в зимнее время в торговых центрах гораздо проще застать большие скопления людей. К счастью, новое веяние в виде торговых моллов дошло и до Иркутска. В них все достаточно удобно и сподручно для создания подобного рода точек, как у нас.

Конечно, один молл другому моллу рознь, и мы это прекрасно понимаем. Одни ориентированы на культурно-развлекательную программу, другие – на так называемый шоппинг, но в любом случае посетителям всегда захочется покушать.

Мировая и столичная практика показывает, что люди проводят в ТЦ полдня или даже день: они приходят, покупают, а если с ребенком, то еще и ведут его в детские комплексы, и, конечно, едят, именно поэтому это интересно и выгодно.

«В ТЦ можно привлечь совершенно новую аудиторию»

Екатерина Марютина, исполнительный директор кофейни «Шоколадница»:

– Современные ТРЦ – это точки притяжения для очень большой аудитории, так как в одном месте можно и совершить покупки, и посмотреть кино, и пообедать. Многие посетители торговых центров привыкли к определенному уровню сервиса и качеству продуктов, поэтому и в торговых центрах они хотят видеть заведения разных форматов.

Когда ты работаешь в определенном месте «на улице», вокруг тебя складывается определенный круг постоянных гостей и более-менее «понятный» сегмент тех людей, которые к тебе ходят. В торговом же центре аудитория совершенно разная. Есть те, кто уже знают бренд и целенаправленно идут в «Шоколадницу», а есть те, кто импульсно заходит к нам.

Мы решили открыть свою точку в «КомсоМОЛЛе», потому что, во-первых, ТРК очень удачно расположен, между правым и левым берегом реки Ангары. Во-вторых, сейчас уже с уверенностью можно сказать, что ТРК «КомсоМОЛЛ» набрал свои обороты. Заполняемость торгового центра растет от месяца к месяцу. Каждые выходные проходят интересные мероприятия, притягивающие в молл посетителей со всего Иркутска.

2. В чем плюсы и минусы работы в торговом центре?

«Если посещаемость ТЦ снизилась, то и доходы расположенных в нем кафе могут упасть до минусовых значений»

Артем Михайлов, Studio Coffee:

– Содержание точки в ТЦ имеет свои «подводные камни». Как правило, в ТРЦ действует немало ограничений и правил, в рамках которых приходится действовать.

Однако есть и существенные плюсы, которые перекрывают все недостатки: ты не убираешь, ты не охраняешь, ты не содержишь туалеты, не ломаешь голову над рекламой и иными способами привлечения клиентов. 

Поэтому тут многое зависит от самого центра: как он привлекает к себе внимание, как он справится с нарастающей конкуренцией: город у нас маленький, и за посетителя ТРЦ приходится бороться! Большая посещаемость ТЦ – соответственно, больший поток клиентов и у нас. Но если посещаемость упадет, то арендаторы никак не смогут повлиять на нее! И доходы могут упасть до минусовых значений.

 «В утреннее время в ТЦ нет входящего потока»

Сергей Бояринцев, «Антрекот»:

– Наша сеть шашлык-баров «Антрекот» подходит идеально как улицам, так и ТЦ. Да, в ТЦ аренда чуть выше, чем на улице, но учитывая, что сам торговый центр обеспечивает входящим потоком, все это окупается. Если ты стоишь как отдельная точка, то тебе приходится затрачиваться на маркетинг, чтобы простимулировать аудиторию, которая должна прийти к тебе. В ТЦ люди и так заходят.

Открываясь в ТЦ, ты, так или иначе, обеспечиваешь себя каким-то процентом аудитории, если же говорить про стрит-ритейл, то, если концепция не пошла, ты наверняка прогоришь.

О плюсах и минусах работы в ТЦ нам еще рано рассуждать, поскольку мы открылись в «Модном квартале» совсем недавно, но, по предварительным расчетам, проблема может быть только в том, что в утреннее время в ТЦ нет входящего потока. Увы, ТЦ построены не на проходной линии города, туда нужно идти. Даже если сравнивать с Карла Маркса, то там поток людей утром гораздо выше, и его можно стимулировать, его можно «цеплять». А ТЦ – это в первую очередь торговля, и мал тот процент людей, который с утра пойдет по магазинам.

«Твое заведение – часть ТЦ, и это накладывает определенные ограничения»

Екатерина Марютина, «Шоколадница»:

– Когда ты работаешь в ТЦ, нужно четко понимать, что твое заведение – его часть. Это накладывает определенные условия и ограничения. Что же касается финансового успеха... Если у вас понятная вам бизнес-модель, если вы любите свое дело, уважаете своих гостей, заботитесь о качестве сервиса и продукта – успех вам обеспечен вне зависимости от того, «на улице» вы или в торговом центре.

3. Возможно ли, что в будущем весь общепит «переедет» с улицы в ТЦ?

«Не считаю, что в будущем весь общепит ‘переедет’ с улицы в ТЦ»

Артем Михайлов, Studio Coffee:

– Я не считаю, что в будущем весь общепит «переедет» с улицы в ТЦ. Нет. В ресторанах, например, допоздна играет музыка, люди выпивают, веселятся, или наоборот предпочитают романтическую обстановку уютных кафе.

Кроме того, немалая часть бизнеса располагается в собственных помещениях. Не забывайте, размер аренды в модных ТРЦ некоторым заведениям просто не по карману.

«Концепция ресторанов такова, что они наоборот никогда не выживут в ТЦ»

Сергей Бояринцев, «Антрекот»:

– В то, что все переедут с улицы, я никогда не поверю. Если даже посмотреть на Европу и на наши крупнейшие города – Москву, Питер – там все прекрасно существуют как в ТЦ, так и вне их. Стрит-фуды, фуд-корты, кафе – все это может существовать в обоих форматах. А концепция ресторанов такова, что они наоборот никогда не выживут в ТЦ.


Мнение

 «В ТЦ точки открываются из-за потока посетителей, но ‘улица’ тоже остается интересной»

Виталий Аникин, управляющий ТРК «КомсоМОЛЛ»:

– Нельзя сказать, что рестораны и кафе полностью уходят с улицы и переходят в ТЦ. Все-таки центральные улицы города по-прежнему привлекательны для открытия заведений разного уровня. Конечно, ТЦ тоже интересны для рестораторов: в торгово-развлекательные центры люди приезжают не на час и, разумеется, могут проголодаться, поэтому у посетителей пользуются популярностью фуд-корты. И тем, кто открывает общепит, эта тема интересна и выгодна.

Что касается преимуществ работы «на улице» или в ТЦ, то каких-то особых нет: и там, и там хорошо. В торговых центрах точки открываются из-за потока посетителей. Но «улица», на мой взгляд, сегодня тоже остается интересной, особенно в будние дни.

У нас в ТРК ресторанов пока нет, однако мы как раз ведем переговоры, и в скором времени ожидается открытие на третьем этаже. Нам это интересно, потому что посетитель приходит к нам и у него есть возможность перекусить (иначе он бы выходил из ТЦ и больше не возвращался), а фуд-корту это интересно потому, что они зарабатывают на потоке, который находится в ТЦ, особенно в выходные дни и праздники.

Анастасия Парамонова,
Газета Дело

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное