Комментарии

Половина россиян относят себя к среднему классу, которого нет

Считать себя представителем среднего класса, возможно, приятно, но абсолютно бессмысленно. Такой социальной группы в России нет. Большинство тех, кто себя к ней причисляет,-- на грани бедности. Хуже того: за время кризиса удовольствие относить себя к воображаемому классу стало дороже на 18%.

 

Бедный-бедный средний класс

Деда Мороза нет, Бабы-яги нет, эльфов нет -- и среднего класса тоже не существует, но это не мешает 51% городского населения России считать себя его представителями (Sberbank CIB, опрос жителей городов с населением от 100 тыс. человек, 2016). За два года численность этой фольклорной популяции в больших городах уменьшилась примерно на 7,4 млн человек (в сентябре 2014 года к среднему классу себя причисляли 60% опрошенных), а если экстраполировать оценки на всю страну -- уже на 14 млн. О собственно среднем классе эти числа не говорят ничего -- они означают лишь, что 14 млн человек избавились от иллюзий на свой счет и это было не самым приятным событием в их жизни.

Принадлежность человека к среднему классу, как уже указывали "Деньги", определяется не только его самооценкой, но и уровнем образования, социальным статусом и уровнем доходов. Однако в России высшее образование и достойный доход связаны не так сильно, как во многих других странах и как хотелось бы обладателям соответствующих корочек. А люди, чей доход обеспечивает им свободу потребительского выбора,-- слишком разные по социальному статусу и типу занятости, чтобы можно было говорить о них как о каком-то классе в социальном смысле.

Кроме того, людей с таким доходом всегда было немного. В опросах ФОМ по всероссийской выборке доля респондентов, чьи доходы позволяют им без проблем приобретать бытовую технику, не превысила 27% ни разу с 2009 года. В декабре 2015-го показатель скатывался до 15%, в сентябре 2016-го составил 21%. В том, что могут купить автомобиль (такая возможность -- один из атрибутов среднего класса мирового уровня в определении Всемирного банка), признавались в разное время от 3% до 8% опрошенных. В сентябре 2016-го -- всего 6%, включая 1% самых богатых, тех, кто вообще никаких материальных затруднений не испытывает.

Если соотнести эти данные ФОМ о самооценке потребительских возможностей с данными Sberbank CIB, станет очевидно, что для большинства россиян, продолжающих относить себя к среднему классу, даже покупка простенькой стиральной машины или, скажем, посудомойки может оказаться нетривиальной задачей, хотя на еду и одежду им, скорее всего, денег хватает. Можно предположить, что для них куда лучше годится термин, использованный при описании населения с подобными потребительскими возможностями в мониторинге социального самочувствия ВШЭ,-- "протобедный класс".

"Протобедный" -- подходящее слово. В мониторинге отмечается, что, по данным июльского опроса, в предыдущие три месяца 30% представителей этого класса (при 36% в целом по выборке) сталкивались с невозможностью оплатить обязательные или неотложные расходы -- на ЖКУ, лекарства, образование детей или взрослых и кредиты (не считая ипотечных); и почти 12% заявили, что не справятся без помощи государства. Даже среди утверждающих, что их доходов достаточно для покупки бытовой техники, таких людей подозрительно много: 14% и 5% соответственно.

"Среднего класса в России как не было, так и нет,-- подчеркивает руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни "Левада-центра" Марина Красильникова.-- Люди, которые себя оценивают как средний класс, ориентируются прежде всего на материальный достаток и на те возможности потребления, которые он предоставляет. Эти возможности сужаются, и они оказываются перед фактом, что не могут поддерживать уровень жизни, который у них сформировался до этого, потому что снижаются их доходы в реальном выражении".

Инфляция самооценки

В номинале, по данным Sberbank CIB, иллюзия принадлежности к несуществующему классу за два года стала дороже на 18%. В сентябре 2016-го средний доход респондентов, продолжающих считать себя средним классом, составил 37 тыс. руб. против 31 тыс. руб. в 2014-м. Теперь почувствовать себя средним классом на 31 тыс. можно разве что в провинции. 

Основным фактором снижения реальных доходов, как следует из этих данных, стало падение незарплатных поступлений. И это не только пенсии и пособия, индексация которых сильно отстает от инфляции. В мониторинге НИУ ВШЭ отмечается, что во втором квартале 2016-го (последняя доступная оценка Росстата) доля доходов от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов населения снизилась до 6,8%, "достигнув своего минимума за весь период постсоветского развития". В начале нулевых этот показатель был более чем в два раза выше и достигал 15,3%.

"По нашим опросам, на фоне кризиса, в конце 2014-го --2015 году, сильно просели две группы: те, чье материальное положение -- по самооценке -- позволяет купить автомобиль, и те, кому хватает на бытовую технику. В этом году первая группа немного выросла снова: год назад их было 3-4%, теперь -- 5-7%. Но вторая еще сжимается. Становится больше тех, чьих доходов хватает только на еду и одежду,-- рассказывает директор проектов ООО "инФОМ" Людмила Преснякова.-- Есть ощущение, что наиболее обеспеченные смогли вернуть привычный уровень жизни, а доля беднеющих потихонечку растет".

Впрочем, уточняет она, в последние месяцы склонность потребителей к экономии не становится сильнее: "Если раньше основная часть респондентов говорила, что экономит все больше, то буквально за пару месяцев все поменялось -- сейчас чаще говорят, что в плане экономии у них ничего не изменилось и ничего не изменится. Люди психологически адаптировались к практикам и стратегиям экономии, и эта новая реальность признана нормой. Это пока трудно интерпретировать как то, что люди развязывают затянутые пояса,-- скорее они просто привыкли".

Новая норма

Статистика уже фиксирует небольшое оживление потребительского спроса -- по данным Росстата, в сентябре падение розницы замедлилось до 3,6% год к году (в августе -- 5,1%). Как отмечает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов, с учетом сезонности розничный оборот вырос на 0,4% квартал к кварталу -- впервые с 2014 года. Однако, добавляет он, пока восстановление спроса неустойчиво: потенциал его роста ограничен слабыми перспективами увеличения реальных зарплат и склонностью населения к сбережениям.

"Про оживление потребления говорить сложно, потому что индекс потребительских настроений, который мы замеряем, хотя и растет уже несколько месяцев, пока еще не достиг докризисных показателей",-- указывает Преснякова. По данным "инФОМ", доля респондентов, которые, появись у них дополнительные деньги, предпочли бы их сберечь, в сентябре достигла 52%, что является максимумом за всю историю наблюдений.

На практику это желание, правда, не сильно влияет. Из месяца в месяц более 70% обнаруживают, что им не удалось отложить ничего, более 60% не имеют сбережений в принципе, а из тех, у кого сбережения есть, 38% готовы называть этим громким словом суммы меньше 40 тыс. руб.-- очевидно, что копить деньги по-прежнему могут лишь наиболее обеспеченные. 

При этом, хотя масштабы экономии в целом не растут и данные "инФОМ" свидетельствуют о восстановлении сезонных трат (например, на отпуск), которых год назад было несколько меньше, доля людей, утверждающих, что в предшествующие три месяца отказывались от крупных расходов, в сентябре достигла 54%. Это максимум за два года. 

Она отмечает, что "за последние два года появились признаки того, что люди стали скромнее в своих претензиях": "Все массовые слои населения чувствуют, что им становится хуже. И, с моей точки зрения, то, что оценки населением материального положения перестали ухудшаться во второй половине нынешнего года, произошло не потому, что появились признаки улучшения ситуации, а потому, что их ожидания стали более скромными. Образ желаемого постепенно, естественным образом подстраивается под снизившийся на ступеньку уровень материального дохода".


НАДЕЖДА ПЕТРОВА


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное