1. Треть ГТС – Украина, треть – Евросоюз, треть – «Газпром». И соответствующие инвестиции в украинскую ГТС со стороны ЕС и «Газпрома». От этой идеи отказался президент Украины. Виктор Ющенко.
2. Первая идея немецких инвестиционных банкиров, которые в начале нулевых были финансовыми консультантами «Газпрома»: обмен украинской ГТС на добычу в самой России. В этом случае Украина бы получала российский газ по внутренним российским ценам. Правда, встал бы вопрос экспортной пошлины.
3. Вторая идея немецких инвестиционных банкиров: обмен украинской ГТС на долю в акционерном капитале самого «Газпрома», в этом случае российское правительство, правда, теряло бы контроль. Однако, вероятно, вопрос был бы решен через схему объединения «Газпрома» с «Роснефтью». Если кто помнит, об этом было официально объявлено в 2004 году. И лишь продажа главной добывающей дочки «Юкоса» – «Юганскнефтегаза» – «Роснефти» в декабре 2004 года изменила расклад сил.
В общем, у Украины было три альтернативы, и все три были упущены. Однако близкая и очень вероятная победа России может состояться только по одной причине: сохранился сам «Газпром».
А могло бы быть иначе? Однозначно. В 90-х младореформаторы хотели раздробить «Газпром» на транспортную составляющую и восемь добывающих компаний. Последние должны были за бесценок уйти олигархам. В 2003 году Михаил Ходороковский неофициально предлагал правительству выкупить добывающую составляющую «Газпрома», оставив государству транспортировку газа. Это было вполне реально, на счетах «Юкоса» была астрономическая по тем временам сумма $5 млрд. То, что этого не случилось, и «Газпром» сохранился в нынешнем виде с прямым контролем государства – заслуга, прежде всего, одного человека – Владимира Владимировича Путина.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари