Новости

Крупные страховщики сворачивают розничный бизнес, чтобы не прогореть

Один из крупнейших финансово-страховых концернов страны – страховая компания «Альянс» прекращает продажи полисов каско физическим лицам и продуктов по другим добровольным видам страхования. Причина – высокая убыточность розничных продаж. Портал Банки.ру выяснял, какие последствия для рынка будет иметь это решение.

Руководство страховой компании «Альянс» (в прошлом РОСНО), которая является подразделением группы Allianz, приняло решение прекратить продажи полисов каско и ряда других добровольных видов страхования физическим лицам. Теперь в офисах компании рядовые россияне могут купить только полис ОСАГО, да и то потому, что продавать этот продукт обязывает законодательство. По сведениям Банки.ру, застраховать имущество в «Альянсе» отныне могут либо юридические лица, либо сотрудники Сбербанка. «В настоящий момент СК «Альянс» ориентирована на развитие корпоративных видов страхования», – говорят в пресс-службе компании и добавляют, что продажи каско будут осуществляться только для VIP-клиентов и корпоративных автопарков. Тем не менее, отмечают в пресс-службе, компания гарантирует выполнение своих обязательств по всем действующим договорам, включая администрирование полисов и урегулирование убытков. Решение свернуть розничные продажи в России группа Allianz связывает с недавними законодательными и экономическими изменениями, которые затронули российскую страховую отрасль.

Кроме того, компания приостанавливает продажи через дилеров и партнеров. «СК «Альянс» действительно приостанавливает продажи в определенных каналах, включая дилеров», – подтверждают в пресс-службе компании. Но уверяют, что продолжат осуществлять продажи отдельных розничных продуктов, например ипотечного страхования, через некоторые банки-партнеры. Между тем, по данным Банки.ру, страховщик уже начал расторгать соглашения о партнерстве с рядом крупных банков, с которыми тесно сотрудничал на протяжении последних нескольких лет.

Как рассказали Банки.ру в пресс-службе ОТП Банка, со страховой компанией «Альянс» у кредитной организации был рамочный договор. Год назад банк работал с «Альянсом» по кредитному страхованию жизни и здоровья заемщиков по потребительским кредитам, по коллективному договору. «В сентябре от страховой компании «Альянс» было получено уведомление о расторжении агентского договора по страхованию заемщиков автокредитов», – говорят в ОТП Банке.

По словам начальника отдела страховых продуктов ВТБ 24 Дмитрия Ремнева, около месяца назад между банком и страховщиком по инициативе «Альянса» тоже был расторгнут договор о партнерстве. «У ВТБ 24 был договор со страховой компанией «Альянс» по продаже страховок выезжающих за рубеж», – отмечает Ремнев. «Компания «Альянс» просто уходит с рынка», – выражает сожаление коллег начальник управления комиссионных продуктов банка «Хоум Кредит» Леонид Итальянцев. Соглашение со страховой компанией у ХКФ Банка пока не расторгнуто, однако продажи остановлены. Через кредитную организацию «Альянс» реализовывал продукты кредитного страхования и «коробочные» продукты по защите имущества физических лиц.

Ранее страховая компания «Альянс» приняла решение сконцентрировать деятельность в Москве, Санкт-Петербурге и десяти других крупнейших городах России. В остальных регионах она продолжила только обслуживание действующих клиентов и урегулирование убытков по действующим договорам.

Руководитель проекта «Рейтинги страховых компаний» Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина отмечает, что сворачивание розничных продаж «Альянса» связано с отрицательными результатами в течение нескольких лет. В прошлом году по страхованию средств наземного транспорта страховщик получил 8,5 млрд рублей премий и выплатил 7 млрд рублей. Коэффициент выплат составил 82,36%. С учетом расходов на ведение дела страховщик получил убыток. В первом полугодии 2014 года ситуация только ухудшилась: премии по данному виду страхования составили 3,94 млрд рублей, а выплаты – 4,02 млрд.

«По ОСАГО в прошлом году коэффициент выплат был ниже, чем в среднем по рынку (43,26% против 57,64%), а в первом полугодии 2014 года резко вырос, до 112,25%. Таким образом, по автострахованию «Альянс» генерирует убытки, что не может нравиться акционерам. Положительных перспектив у данных видов акционеры не видят. Существующая судебная практика непонятна западным страховщикам», – объясняет Никитина. Доля страховщика в сегменте ОСАГО составляла 3,61% в прошлом году и 2,37% в первом полугодии 2014-го. В сегменте автокаско – 4% и 3,61% соответственно. «Уход такого крупного игрока повлечет перераспределение этого портфеля», – резюмирует Никитина.

По мнению генерального директора компании «ГлавСтрахКонтроль», президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, сворачивание розничных продаж такой компанией, как «Альянс», является неприятным сигналом. Эксперт полагает, что страховщик, как дочерняя компания германского страхового гиганта, на российском рынке мог стать хорошим примером технологичного страхования. Однако российские реалии не позволили ему этого сделать. «Причина здесь в том, что на российском рынке страховые компании конкурируют не добросовестными практиками (как лучше остальных удовлетворить потребности клиентов, снизить издержки и улучшить качество урегулирования страховых случаев), а навязыванием дополнительных услуг, переносом за сотни километров центров урегулирования убытков по ОСАГО, тотальным занижением выплат. «Альянс» не был готов к такой конкурентной борьбе», – рассуждает Тюрников. По его прогнозам, в ближайший год вслед за «Альянсом» российских страховой рынок покинут еще несколько крупных игроков и несколько десятков некрупных компаний. «Клиентам страховых компаний, чтобы избежать проблем в будущем, следует ориентироваться на более крупных игроков – известные бренды. А в случае любой задержки с выплатой – незамедлительно обращаться в суд, не дожидаясь, пока компания объявит себя банкротом. Быстрое реагирование увеличивает шансы на получение денежных средств. Как показывает опыт, на всех денежных средств не хватает», – советует наш собеседник.

Эксперты, опрошенные порталом Банки.ру, считают, что розничные продажи для большинства страховых компаний сегодня финансового невыгодны. С учетом реальных убытков, затрат на поддержание региональной сети, комиссионное вознаграждение, управленческих и прочих расходов, получается, что розница только «поглощает» ресурсы участников рынка.

Заявление группы Allianz о сокращении своего присутствия на рынке автострахования и в некоторых других видах розничного страхования заставило задуматься о своей дальнейшей стратегии и других крупных страховщиков России. Последние говорить официально о сворачивании розницы пока не берутся, хотя всячески ее минимизируют в своем портфеле.

Заместитель генерального директора по розничному страхованию компании «АльфаСтрахование» Александр Горин говорит, что в тех регионах страны, где убыточность по ОСАГО в этом году была слишком высокой, компании пришлось сократить стимулирование продаж. «Убыточность автокаско сейчас также растет. Мы вынуждены реагировать на это повышением тарифов в отдельных сегментах. Поэтому в отдельных сегментах продажи каско сократились», – рассказывает Горин. Тем не менее по результатам первого полугодия 2014-го розничный портфель «АльфаСтрахования» увеличился на 16%. На высокую динамику портфеля повлияло страхование имущества физических лиц, в частности «коробочное» страхование – рост сборов составил 81%.

Заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов рассказывает, что по добровольным видам страхования компания постоянно и оперативно корректирует тарифы, что позволяет контролировать убыточность. «По ОСАГО мы будем накапливать информацию о динамике убыточности с тем, чтобы принять решение в дальнейшем», – говорит он и уточняет, что в первом полугодии 2014 года сборы компании по розничному страхованию (кроме ОМС) выросли примерно на 10% – с 17 млрд до 19 млрд рублей. По словам Иванова, уход крупных страховщиков из розницы только подтверждает тезис о растущей убыточности ОСАГО и каско. «В первом случае – из-за некорректных тарифов, а также из-за вакханалии судебных преследований страховщиков «автоюристами», которые благодаря позиции Верховного суда, распространившего на ОСАГО действие закона о защите прав потребителей, получили великолепную возможность обогащения за счет страховых компаний. В случае каско это тоже во многом является следствием сложившейся судебной практики, а также девальвации рубля», – сетует страховщик.

По словам заместителя председателя правления страховой компании «СОГАЗ» Дамира Аксянова, стратегия компании в сфере розницы принималась в начале 2014 года и предусматривает все риски, связанные с нестабильной ситуацией на розничном рынке страхования. Сокращать продажи и объем регионального присутствия в компании не планируют, но при этом не скрывают, что приоритетным направлением бизнеса являются корпоративные клиенты. «Планируем продолжать активно предлагать страховые продукты работникам предприятий – наших корпоративных клиентов, которые могут оформить страховой полис «СОГАЗа» прямо на предприятии, где они трудятся. В то же время наша компания очень избирательно подходит к развитию розничных направлений, ориентируясь на рентабельные сегменты рынка», – говорит он. По предварительным данным, озвученным Аксяновым, за девять месяцев этого года портфель «СОГАЗа» по страхованию физических лиц, включая премию, полученную через партнерский канал продаж, вырос на 35% до 5,4 млрд рублей.

Вице-президент по розничным продажам группы «Ренессанс Страхование» Юлия Гадлиба рассказывает, что в условиях, когда страховой рынок стремительно теряет игроков, руководство компании заранее начало перестройку ряда процессов и продуктов. Сейчас, признается она, розничный портфель растет за счет Москвы и Санкт-Петербурга, что и побудило компанию наращивать присутствие в этих городах.

Решение «Альянса» о сворачивании розничных продаж в этом году далеко не единичное. В марте розничный бизнес свернула компания «ГУТА-Страхование», позже аналогичное решение приняла Национальная страховая группа. А с 1 октября в результате изучения рынка компания AIG приняла решение продолжать предоставлять в России только коммерческие виды страхования, отказавшись от страхования автотранспорта, личного имущества, страхования от несчастных случаев и выезжающих за рубеж.

Александр Горин из «АльфаСтрахования» полагает, что тенденция к сворачиванию розничных продаж на страховом рынке, возможно, продолжится. Определяться это будет не только тем, как заработают новые положения в законе об ОСАГО, но и развитием общеэкономической ситуации, в том числе колебаниями курса рубля. «Сейчас рынок находится в состоянии высокого уровня неопределенности: существует много неизвестных. Выиграют компании, качество процессов и управления которых находятся на высоком уровне», – уверен эксперт.

По прогнозу заместителя генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, вполне вероятно, что в ближайшее время рынок увидит не только «новые примеры сворачивания розничных продаж, но и череду банкротств страховщиков». «В первую очередь тех, кто занимается ОСАГО, поскольку октябрьское увеличение тарифов компенсирует лишь увеличение объема ответственности, не изменяя, по сути, ничего: ОСАГО было и остается убыточным во многих регионах страны», – заключает Иванов.

Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное