Новости

Налоговые инициативы Дмитрия Бердникова обсудили депутаты Заксобрания и думы Иркутска

Иркутская городская дума и областное Законодательное собрание 16 ноября провели совместное заседание, на котором обсудили законодательные инициативы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова о возврате муниципалитету части налогов, собираемых с иркутян и зачисляемых в областной бюджет.

В работе приняли участие председатель Законодательного собрания Сергей Брилка, председатель думы города Иркутска Ирина Ежова, мэр Иркутска Дмитрий Бердников, вице-спикер Заксобрания, председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова, председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко, а также практически все депутаты Заксобрания от города Иркутска – Владимир Матиенко, Геннадий Истомин, Владимир Новожилов и другие, и их коллеги из городской думы.

Как отметил вице-мэр Иркутска Руслан Ким, из налоговых доходов, мобилизуемых в бюджет Иркутской области, 75% собирают в городских округах и 25% - в муниципальных районах. Основная доля налоговых доходов областной казны от городских округов приходится на Иркутск – 61%. При этом налоговые доходы, собираемые в Иркутске, распределяются между бюджетами следующим образом: 86,9% забирает область, 13,1% остается Иркутску.

«Иркутск занимает первое место в области по налоговым и неналоговым доходам в бюджет области. При этом Иркутск оказывается не в выигрышной ситуации, он на седьмом месте из десяти городских округов по бюджетным расходам на душу населения, - отметил Руслан Ким. – На первом месте Черемхово, где на душу населения тратится в среднем 38 тыс. рублей, затем Свирск – 34,1 тыс. рублей, Зима и другие. В Иркутске бюджетные расходы на одного жителя составляют 22,1 тыс. рублей».

Причина перекоса – в законодательстве о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений. По мнению иркутских депутатов, система межбюджетных отношений в Иркутской области не в полной мере соответствует принципам справедливости и эффективности. Зачастую субвенции выделяются, исходя из предпочтений областных чиновников, а не реальных потребностей территорий.

Как отметил Дмитрий Бердников, Иркутск ни в коей мере не претендует на средства из областного фонда выравнивания бюджетной обеспеченности: за счет этих денег дотационные территории получают областную помощь. «Я считаю, что фонд не должен уменьшаться. Мы в целом не намерены добиваться пересмотра расходных статей областного бюджета, на 99% формируемого по программно-целевому принципу. Но считаем, что в областном бюджете не учтены все источники доходов», - отметил мэр.

Формирование бюджета 2016 года подтвердило, что минфин Иркутской области учитывает не все доходы. Так, к концу нынешнего года речь идет уже о 12 млрд рублей, поступивших в областную казну внепланово. «Мы видим поступательный рост доходов областного бюджета на протяжении последних лет, - отметил Руслан Ким, – но при этом в 2017 году доходы закладываются ниже, чем в 2016 году».

Депутаты думы города Иркутска обратились к своим коллегам из Законодательного собрания с просьбой поддержать инициативы мэрии.

Депутат Законодательного собрания Геннадий Истомин заявил, что Иркутская область, так же как и город Иркутск, зарабатывает больше, чем получает отдачу от вышестоящего бюджета. И если десять лет назад на территории оставалось более 60% собираемых здесь налогов, то теперь – 38%. «Я за то, чтобы над законодательной инициативой Иркутска работать – на перспективу. А сейчас можно предусмотреть дополнительные средства в рамках закона об областном центре», - заявил он.

Депутат Законодательного собрания, главный врач Ивано-Матренинской детской клинической больницы Владимир Новожилов заявил о своей безоговорочной поддержке инициатив города Иркутска. «За этими инициативами – интересы всех иркутян», - подчеркнул он.

Владимир Матиенко, также избиравшийся в региональный парламент от города Иркутска, поддержал идею об увеличении бюджетного финансирования города. «Если бы я был мэром Иркутска, я бы тоже настаивал на пересмотре межбюджетных отношений. Я месяц назад пришел к Дмитрию Викторовичу с проектом ледового стадиона – вместимость такая же, как у Ледового дворца, стоимость – 130 млн рублей. Такие стадионы можно было бы поставить во всех районах Иркутска. Мэр сказал – здорово, хорошие проекты, только у нас нет на них денег», - отметил Владимир Матиенко. Между тем, он высказал опасения, получится ли сейчас пересмотреть все параметры уже сверстанного проекта бюджета Иркутской области.

Председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка высказал неудовлетворенность тем, как формировался проект бюджета области на 2017 год. По его мнению, нужно было обсуждать этот документ с муниципалитетами еще весной 2016 года, когда приступали к его формированию. «Коллеги, заявляю – я приветствую инициативы мэра города Иркутска, как и любого другого мэра, ратующего за развитие своей территории. За каждым мэром стоят люди. Я встречался с председателем правительства, с губернатором, и спрашивал – почему мы раньше не обсуждали параметры бюджета с муниципалитетами? Только сейчас начались консультации с мэрами, и что обнаружилось? Мэры говорят, что такие встречи нужно было проводить уже давно, у них есть проблемы, и нужно сообща вырабатывать методы их решения».

Председатель Законодательного собрания подчеркнул: «Мы все должны понимать, что бюджет – это тонкая математическая модель. Я думаю, по вопросу законодательных инициатив мэра Иркутска мы получим взвешенное решение на сессии Заксобрания. Это будет процесс открытого голосования, - подчеркнул Сергей Брилка. – Президент России Владимир Путин сказал, что нужно дать больше возможностей для развития муниципалитетов. Инициатива Иркутска – как раз в этом русле. Очень просто быть иждивенцем, ждать дотаций из областного бюджета. Но это неправильно. Мы должны дать муниципалитетам инструменты для развития».

Сейчас бюджет области сверстан без учета поступлений из федеральной казны: достоверные цифры, которые можно будет вписать в областной закон, будут известны 28 ноября-2 декабря, когда пройдет второе чтение федерального бюджета.

Сергей Брилка заявил, что инициативы Иркутска всколыхнули обсуждение важнейшей темы межбюджетных отношений и формирования бюджетов муниципальных образований. Однако он осудил попытки решить проблему, внеся раскол по этому вопросу в ряды мэров. «Мы не дадим развалить Ассоциацию муниципальных образований. Она создавалась осознанно зрелыми людьми для решения важнейших вопросов муниципального развития и межмуниципального взаимодействия», - отметил председатель Законодательного собрания.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное