Новости

Россия осваивает экспорт продовольствия в Китай

В марте Россия впервые отправит контейнерный поезд с экспортным продовольствием из европейской части страны в Китай. Это попытка как расширить экспорт продукции российского агропрома, так и решить проблему обратной загрузки контейнеров, идущих в Китай порожними. По цене железнодорожные перевозки уже сближаются с морскими, но по срокам доставки железная дорога выигрывает как минимум вдвое. Однако экспорту пока препятствуют высокие тарифы, в том числе в КНР.

Россия в марте собирается отправить тестовый поезд с экспортным продовольствием в Китай, следует из протокола совещания у замдиректора департамента экономики и финансов правительства Антона Григорова от 10 февраля, сегодня вопрос должен опять обсуждаться на совещании в аппарате правительства. Прорабатываются маршруты от Ворсино в Калужской области до Шилуна (провинция КНР Гуандун), а также Ворсино--Забайкальск с транспортировкой далее китайскими операторами. Контейнерный маршрут Далянь--Ворсино открыт в 2016 году, поезд идет десять дней, в декабре 2016 года Калужская область, Российский экспортный центр (РЭЦ), ОАО РЖД и "Синотранс" договорились о развитии сервиса Ворсино--Шилун. Также, по словам источника "Ъ", предварительно обсуждают тестовую отправку продуктов из Ворсино в Далянь за 14 суток.

Контрольная отправка в Китай является частью большого проекта правительства по развитию экспорта, он не ограничен продтоварами, поясняет эксперт аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков. У рынка КНР большой потенциал, объясняет он, одно из важных направлений -- импорт продовольствия: например, ввоз Китаем мясной продукции в денежном выражении в 2016 году вырос в 1,5 раза, рыбной -- на 9,4%. РФ активно наращивает экспортный потенциал в АПК (при снижении общего экспорта в 2016 году на 17% вывоз сельхозпродукции вырос на 5,2%).

"Многие виды продукции, особенно пищевой, требуется доставлять максимально быстро и при определенной температуре,-- говорит Григорий Микрюков.-- Транспортировка морем обычно дешевле, но доставка может идти 1,5-2 месяца. По железной дороге доставка значительно быстрее: из ЦФО до границы всего за неделю". Ключевое преимущество железной дороги -- скорость, соглашается директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов, для Европы разница с поставками по морю может достигать 2-2,5 раза. "Безусловно, такой вариант доставки, даже с доотправкой в Шанхай, будет в полтора-два раза быстрее, чем морем из Петербурга",-- говорит совладелец и глава совета директоров компаний "Русский экспорт" и FRC International Trading ltd (занимаются экспортом и продажей российских продуктов в Китае) Игорь Чайка.

Как поясняет управляющий директор по организации международных проектов РЭЦ Михаил Мамонов, основную долю в валовом экспорте из России в Китай среди продтоваров занимает перевозимая морем мороженая рыба (3,44% от всего объема экспорта, или 70% от продовольственного). Далее следуют железнодорожные грузы -- соевые бобы, кукуруза (но есть квотирование и "драконовская" пошлина в 65%, уточняет господин Мамонов), растительное масло, мука, семена рапса и солодовое пиво. Среди перспективных товаров -- мед, алкоголь, кедровый орех, минеральная вода, мороженое, детское питание. В "РЖД Логистике" (РЖДЛ) считают перспективными мясную и молочную продукцию, кондитерские изделия.

Михаил Мамонов отмечает ряд регуляторных и иных проблем, считая ключевой высокую стоимость доставки для универсальных и рефрижераторных контейнеров, которая складывается из российского и китайского сегментов. "Мы, ОАО РЖД и наши партнеры--владельцы контейнерного парка постараемся максимально снизить стоимость российского плеча, в первую очередь за счет снижения тарифа и стоимости аренды контейнера",-- говорит он.

Господин Мамонов добавил, что важный вопрос -- снижение стоимости доставки на китайской стороне. "Мы начали плотную работу с "Синотрансом" над этим вопросом и рассчитываем его оперативно решить",-- говорит он, добавляя, что тарифы в КНР существенно выше. По оценке из протокола совещания, китайский тариф на транспортировку до Шилуна -- $2230, до Даляня -- $850 за 40-футовый контейнер (в рефконтейнере -- $2,5 тыс.).

Наталья Скорлыгина, Анатолий Костырев, Денис Скоробогатько


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное