Новости

Парадоксы кредитования

Несмотря на то, что темпы роста потребительского кредитования с 2014 года снизились, а в 2016 году даже наблюдался его спад, население по-прежнему активно пользуется данной финансовой услугой, предназначенной, в первую очередь, для удовлетворения потребительского спроса, минуя накопление необходимых для этого денежных средств. Но тенденция  последних лет показывает, что всё больше россиян берут новый кредит для погашения старого.

Согласно данным Объединенного Кредитного Бюро, которое является крупнейшим бюро кредитных историй в России, в 2016 году 53% заемщиков брали новые кредиты наличными, не для целей прямого потребления, а для частичного или полного погашения задолженности по уже имеющимся долговым обязательствам. При этом 27% из них направляли на погашение старого долга более половины суммы нового кредита. Самый высокий показатель наблюдался в декабре 2016 года, когда 58% заемщиков направили новые кредиты наличными на погашение старых.  В 2015 году доля таких заемщиков составляла 50%, а в 2014  – 43%.

Таким образом, доля тех, кто берёт кредиты с целью рефинансирования старых, выросла за последние два года более чем в 1,2 раз. С одной стороны, этой тенденции способствует рост популярности программ рефинансирования, которые банки активно развивают в последние годы. С другой, снижение ставок кредитования на волне стабилизации общей финансово-экономической ситуации и смягчения денежно-кредитной политики Банка России, стимулирует заёмщиков, взявших кредиты под высокие ставки в период острой фазы кризиса, снижать свою долговую нагрузку, перекредитовываясь на более выгодных условиях.

Однако данная тенденция может свидетельствовать и о том, что высокая долговая нагрузка и относительно низкие доходы не позволяют потребителям использовать кредиты для повышения своей покупательской способности. В России потребительское кредитование на данный момент не стимулирует спрос, а наоборот, сдерживает его. Такая ситуация образовалась в результате того, что сумма кредитов, взятых населением во время кредитного бума 2011-2013 гг., теперь генерирует расходы в виде процентных платежей, превышающие суммы вновь выданных кредитов. Так, в 2016 году население выплатило банкам 1,8 трлн руб. по процентам, в то время как кредитная задолженность выросла всего на 0,2 трлн руб.

При этом рост кредитной задолженности в прошлом году целиком происходил за счет жилищного кредитования, а потребительское, напротив, сокращалось второй год подряд. В результате структура задолженности населения по банковским кредитам смещается в пользу более длинных и дешевых кредитов на покупку жилья. По итогам прошлого года доля жилищных кредитов в общем объеме задолженности населения достигла рекордных 42%, увеличившись за 2016 год на 4 п.п. (с 38% на начало 2016 г.).

С учетом того, что в сумме долговая нагрузка отнимает почти 10% от всех доходов населения, а за годы кредитного бума положительный вклад банковского кредитования составлял лишь 2,8%, можно сделать парадоксальный вывод о том, что если бы кредиты вообще не брались, то сейчас потребление население росло бы более высокими темпами!

Всё это не лучшим образом сказывается на розничной торговле, оборот которой продолжает снижаться уже третий год подряд, хотя в 2017 году темп снижения значительно уменьшился. В соответствии с опубликованными сегодня данными Росстата, спад розничной торговли в марте нынешнего года замедлился до 0,4% по сравнению с мартом 2016 года. В I квартале оборот российской розницы сократился на 1,8%, до 6,735 трлн руб.

Несомненно, для того, чтобы розничное кредитование вновь стало инструментом экономического развития и стимулирования потребительского спроса, необходимо не только повышение доходов населения, но и снижение кредитных ставок, что становится особенно актуальным на фоне всё большего расхождения между уровнем инфляции и ключевой ставкой Банка России: в то время, как инфляция снизился до рекордных значений, ставка ЦБ почти в 2 раза выше, чем в 2013 году (5,25%), когда инфляция была в 1,2-1,5 раза выше.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное