Новости

Мертвых клиентов НПФ лишат пенсии

В решении проблемы переплат на счета умерших клиентов негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили поддержку регулятора. Банк России готовит законодательные поправки, которые дадут НПФ частичный доступ к единому реестру данных записей актов гражданского состояния (ЗАГС). Сейчас данные о смерти оперативно получает только ПФР, администрирующий обязательную пенсию, данные о смерти участников негосударственных пенсионных программ в фонды не поступают.

Как следует из ответа регулятора на обращение Национальной ассоциации НПФ (НАПФ), Банк России готовит поправки к федеральному закону "Об актах гражданского состояния" и считает целесообразным предоставление фондам информации о смерти клиентов из единого реестра данных ЗАГС. По действующему законодательству этот реестр начнет функционировать с 1 января 2018 года. Его оператором будет Федеральная налоговая служба (ФНС).

Весной этого года НАПФ направила обращение к регулятору за помощью в решении проблемы выплат умершим клиентам пенсионных фондов. В отличие от системы обязательного пенсионного страхования (ОПС, администрируется Пенсионным фондом России, оперативно получающим информацию о смерти клиентов), где массовые выплаты начнутся с 2021 года, в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) получателем пенсий де-факто является каждый третий участник (более 1,5 млн человек). И зачастую после смерти клиента его родные и близкие не спешат информировать об этом НПФ, получая за него негосударственную пенсию.

Сейчас НПФ пытаются получать данные о клиентах самостоятельно. Как правило, это делается через регулярные запросы информации к самим клиентам или их родственникам, в госорганы и территориальные загсы (которые по закону не обязаны ее предоставлять, но иногда идут навстречу фондам). Однако ни одно из этих решений не дает гарантии переплат, отмечает председатель комитета НАПФ по НПО Иван Волков. "Если клиент не выходит на связь, мы приостанавливаем начисления, поэтому переплаты в основной массе происходят именно внутри одного года. Но проблема серьезная - возврат переплаченных средств фондами законодательно не предусмотрен", - указывает гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров.

Иногда НПФ получает информацию через год-два с момента смерти клиента. "Если брать статистику по отрасли в целом, то, по нашим оценкам, совокупно пенсионные фонды вынуждены выплачивать из собственных средств порядка 850-900 млн руб. ежегодно. Это те средства, которые могли быть направлены на покрытие рисков пережития, все более актуальных с учетом неуклонного роста продолжительности жизни", - отмечает руководитель отдела финансового мониторинга АО "НПФ -ЛУКОЙЛ-Гарант" Иракли Зухубая.

Участники пенсионного рынка отмечают, что предоставление НПФ оперативной информации из единой базы ЗАГС было бы стратегическим решением этих проблем. Однако такое решение сдерживается не только правовыми (хотя включение НПФ в число субъектов, имеющих доступ к таким данным, уже большой шаг), но и техническими ограничениями - в настоящий момент такой базы не существует.

Павел Аксенов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное