Новости

«Черная пятница»: откуда взялось название, и каково значение для рынка

Сегодня в США празднуют День благодарения. В этот день большинство американцев готовит и поедает индейку, параллельно строя планы о масштабном шоппинге.

Речь идет о так называемой «Черной пятнице», которая следует за Днем благодарения. В этот день жители США штурмуют магазины, которые формально открывают сезон распродаж. Случаются даже несчастные случаи. Так, в 2013 году один из покупателей был задавлен толпой.

Ежегодно миллионы американцев принимают участие в этом странном ритуале. Так, в уикенд «Черной пятницы» (с четверга по воскресенье) в 2016 году 154 млн жителей США отправилось за покупками в магазины или занялись онлайн шоппингом. 

Так откуда же взялось это странное название

Концепция, согласно которой ритейлеры начинают распродают товары после «Дня индейки», существовала еще до появления названия «Черная пятница». Таким образом, начинался сезон предпраздничных распродаж.

Принято считать, что термин связан с бухгалтерией: ритейлеры наконец переходят от «красного» (отрицательного) к «черному» (положительному) финансовому результату. Однако на самом деле это не совсем так.

Термин появился в 1950-х гг. в рядах полиции Филадельфии. После Дня благодарения толпы покупателей наводняли центр города. Более того, в этот же уикенд проводился футбольный матч. Как результат, полицейские работали в усиленном режиме, и не могли взять выходной. В определенный момент полицейские стали называть этот загруженный день «Черной пятницей».

Идея была подхвачена клерками из универмагов, уставшими от длинных очередей и хаоса. В 1961 году владельцы магазинов и официальные лица попытались переименовать день в более благозвучную «Большую пятницу», однако этот термин не прижился.

Эволюция «Черной пятницы»

Постепенно маленькая филадельфийская шутка начала распространятся по другим штатам. А к середине 1990-х термин стал использоваться в промо-акциях по всей Америке. Только в 2000-х «Черная пятница» была признана крупнейшим днем шоппинга в году. До этого подобный статус имела суббота перед Рождеством. Все больше и больше магазинов стали предлагать супервыгодные акции, которые «нельзя пропустить». Скидки становились все больше и больше.

В последние годы «Черная пятница» стала скорее формальностью. Желая опередить конкурентов, некоторые ритейлеры начинают акции чуть ли не с начала ноября. Растет значимость онлайн продаж. Появился «Киберпонедельник», который следует за уикендом после «Черной пятницы».

Традиции «Черной пятницы» и «Киберпонедельника» пытаются перенять и российские магазины, предлагая серьезные скидки на отдельные товары вокруг этих дат.

Значение для фондового рынка

Данные по продажам в скидочный период начнут появляться уже в этот уикенд. В дальнейшем, они будут уточняться и актуализироваться. Сильные показатели могут свидетельствовать о неплохом состоянии американской экономики. Это способно сыграть как в пользу акций ритейлеров, так и в пользу фондового рынка США в целом.    

По оценкам Национальной федерации ритейлеров (NRF), в этот праздничный сезон потребители потратят в среднем $967 на человека. «Потребительская уверенность высока, - говорит Кэтрин Каллен, директор NRF по розничной торговле и потребительской информации.

Эта цифра отражает все расходы, сделанные в течение сезона. Опрос организации показал, что 69% американцев планируют совершать покупки в период со «Дня благодарения» до «Киберпонедельника».

В фокусе этого года – онлайн продажи. Согласно прогнозу App Annie, на этот раз расходы через мобильные приложения вырастут на 45% относительно недели вокруг «Черной пятницы» два года назад. Экспансия Amazon уже вызвала ритейл-апокалипсис в США. Посмотрим, насколько преуспели традиционные ритейлеры, развивая электронную коммерцию для борьбы с «врагом».

В целом, как показывает статистика, ноябрь, в особенности неделя вокруг праздника, традиционно является позитивным периодом для инвесторов на фондовом рынке США. 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное