Включение банковских клиентов, заподозренных в сомнительных операциях, в черный список с запретом на проведение операций оказалось не столь эффективной мерой. Такой список рассылается ЦБ по банкам с прошлого лета, однако для возобновления банковского обслуживания попавшим в него клиентам зачастую достаточно сменить юрлицо. Судебная практика складывается в пользу таких клиентов, а учитывая, что в черном списке не фиксируются данные о бенефициарах и руководстве компаний, возникают риски массового обхода заградительных мер.
Клиенты банков, получившие отказы в обслуживании по подозрению в нарушении 115-ФЗ, начали формировать судебную практику. Пока она складывается не в пользу банков.
Знаковым можно назвать решение Арбитражного суда Челябинской области в споре ИП Евгения Васильченкова с Модуль-банком, в котором суд неожиданно встал на сторону клиента. В августе 2017 года банк отказал ему в открытии счета как ИП, поскольку господин Васильченков являлся участником и руководителем двух компаний—бывших клиентов банка, получивших отказ в обслуживании за сомнительные операции. На этом основании банк счел, что характер деятельности клиента может быть связан с отмыванием денег, полученных преступным путем. Однако суд решил, что сомнительная деятельность юрлица не является достаточным основанием для отказа в открытии счета ИП, зарегистрированного руководителем и учредителем подозрительной компании, и обязал банк открыть господину Васильченкову счет.
Решение не вступило в законную силу, банк намерен подавать апелляционную жалобу. Там уверены в своей правоте: «Если у нас есть информация о том, что компании с одним и тем же учредителем проводят сомнительные операции, мы не работаем с такими клиентами». Однако обосновать свое право на отказ в открытии счета банку будет непросто, считают юристы.
«По закону участник общества не отвечает по обязательствам общества, следовательно, и учредитель компании, ставший ИП, не имеет отношения к старым “грехам” компании»,— отмечает глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.
Такое решение суда создает риски массового обхода черного списка сомнительными клиентами, через перерегистрацию. При этом сами кредитные организации далеко не всегда могут вычислить подобных сомнительных клиентов. «Сообщая в Росфинмониторинг об отказе, банк не раскрывает бенефициаров или руководство отказника,— говорит господин Тимошкин.— Следовательно, в большинстве случаев не знает о связи потенциального клиента с компаниями-отказниками, вовлеченными в сомнительную деятельность». В ЦБ отдают ситуацию на откуп банкирам. «Банки самостоятельно оценивают уровень риска клиента в рамках реализации собственных правил внутреннего контроля, а также принимают решение о принятии или отказе в его обслуживании»,— сообщили в пресс-службе.
В Росфинмониторинге видят риски обхода сомнительными клиентами черного списка через смену юрлиц и готовы рассмотреть возможность системного решения проблемы. Чтобы исключить подобные ситуации в будущем, можно было бы рассмотреть вариант включения в формы с сообщением о причинах отказа, передаваемые банками, информации о руководстве и бенефициарах компаний. Пока же банки, по его мнению, могут на добровольных основаниях отражать эту информацию при направлении сведений об отказе.
Пока же в отсутствии централизованного механизма борьбы банки используют заградительные тарифы. «Другой вариант не отказывать заведомо сомнительному клиенту в открытии счета, но отказывать в проведении операций»,— отметил партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. При этом банкиры готовят обращение от лица Ассоциации российских банков (АРБ) в Верховный суд, чтобы он представил свою позицию в отношении правомерности отказов «переродившимся клиентам» в виде постановления пленума Верховного суда. Им обязаны руководствоваться суды нижестоящих инстанций при вынесении решения. По словам Алексея Тимошкина, это позволит избежать формирования разнонаправленной судебной практики.
Вероника Горячева