Стоимость авиакеросина за первое полугодие выросла более чем на 20%. Это поставило под угрозу доступность полетов на Дальний Восток, считают в правительстве. С 2009 года бюджет субсидирует эти рейсы на 2–3 млрд руб. в год, что, впрочем, так и не решило проблему дефицита доступных билетов в высокий сезон. Теперь себестоимость полетов растет и из-за топлива. Минтранс рассчитывает решить проблему путем увеличения субсидий, но эксперты считают, что больше помогли бы увеличение поставок Росрезервом керосина на внутренний рынок и сдерживание цен на топливо и услуги аэропортов.
Минтранс представит правительству предложения по увеличению субсидий на авиаперевозки с Дальнего Востока из-за подорожания топлива, заявил 20 июня министр Евгений Дитрих на совещании у Владимира Путина. Он отметил, что пока «цены стабилизированы», но, чтобы «исключить ситуацию с недостатком билетов» и сдержать рост стоимости билетов, Минтранс с руководством Дальнего Востока подготовит предложения. В Минтрансе заявили, что вопрос прорабатывается, в Росавиации. До середины лета, когда пассажиры в основном летят в европейскую часть РФ, билеты дешевеют на рейсах в ДВФО, но дорожают в обратном направлении. Если спрос падает, перевозчики сокращают расписание или запускают рейсы с пересадками. Сейчас ощутимое давление на экономику дальних рейсов оказывают цены топлива. С начала года до апреля цены на керосин снижались и должны были оставаться на этом уровне до осени, поскольку летом производится больше авиатоплива, но из-за геополитических факторов начался резкий рост цен, не характерный для этого времени года.
Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» говорит, что с авиакеросином в РФ происходит то же, что с бензинами и дизтопливом: он дорожал из-за налогового маневра, слабого рубля и роста цен на нефть. Есть и специфические факторы: спрос на авиатопливо в последние недели вырос из-за чемпионата мира по футболу и летнего сезона отпусков. Ситуацию мог бы облегчить Росрезерв, считает эксперт, если бы реализовал на внутреннем рынке авиакеросин для насыщения спроса. Кроме того, добавляет он, нефтекомпании, судя по динамике цен, в 2018 году снова предпочли максимизировать свой заработок и не стали резко увеличивать производство авиакеросина.
Глава Infomost Борис Рыбак считает субсидирование «не мерой поддержки авиакомпаний, а искусственным способом стимулировать спрос на маршрутах». По его мнению, поддержать перевозчиков можно, сдержав цены на услуги аэропортов и топливо. Цены авиакомпаний также должны быть адекватны: при текущей стоимости лизинга, затратах на техобслуживание и персонал цена билета должна составлять $100 на 1 тыс. км пути, а перелет Москва—Владивосток должен стоить от $700–800, говорит эксперт, в то время как «плоский тариф» «Аэрофлота» — около 22 тыс. руб., или $350. Но покупательная способность россиян не позволяет им приобретать дорогие билеты, считает господин Рыбак, и в результате цены на авиабилеты в России до сих пор одни из самых низких в мире. «Со временем в РФ может наступить ситуация, аналогичная той, что происходит сейчас в Европе, когда после серии банкротств перевозчиков рынок балансируется и тарифы растут естественным образом»,— резюмировал он.
Елизавета Кузнецова, Полина Хрестюхина