Общие повседневные расходы россиян в сентябре выросли относительно августовских показателей на 1,3%, что значительно превосходит месячную инфляцию в размере 0,2%. В годовом выражении рост почти вдвое не дотягивает до накопленной за этот период инфляции в 3,4%. Таким образом, реальные, то есть очищенные от инфляции, траты россиян в сентябре оказались ниже аналогичных показателей всех предыдущих лет наблюдений за исключением только 2012 года. В сентябре отмечался рост цен на непродовольственные товары и даже на продукты, если не учитывать всё ещё сезонно дешёвые большинство овощей и фруктов. Фактор выросших цен тут же отразился и на величине среднего чека.
Согласно данным холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели*, общие повседневные расходы россиян в сентябре выросли относительно августовских показателей на 1,3%, что значительно превосходит месячную инфляцию в размере 0,2%, рассчитанную Росстатом. Относительно же сентября прошлого года совокупные ежедневные траты наших соотечественников увеличились куда скромнее – всего на 1,9%, что почти вдвое не дотягивает до накопленной за этот период инфляции в 3,4%.
Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2018.
Таким образом, реальные, то есть очищенные от инфляции, траты россиян в сентябре оказались ниже аналогичных показателей всех предыдущих лет наблюдений за исключением только 2012 года.
Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2018.
Рост повседневных трат в сентябре представляется традиционным после летнего спада. Вместе с тем, согласно официальным отчётам, в начале осени в целом цены начали расти. Так, на 0,4% подорожали непродовольственные товары. Продукты же в общей сложности подешевели в месячном разрезе на 0,1% за счет продолжающегося сезонного фактора низких цен на большинство овощей и фруктов. Однако помидоры и огурцы, а также апельсины и лимоны уже начали прибавлять в цене. В октябре сезонный фактор наверняка сойдёт на нет. Уже сейчас без учёта плодоовощной продукции цены на продукты выросли за месяц на 0,7% - дорожали яйца, мясо и птица, сахар и хлеб.
Таким образом, рост цен уже сказался на величине среднего чека, который в сентябре прибавил сразу 4,8% относительно августа. При таком ощутимом изменении размера среднего чека на фоне скромного роста общих расходов можно говорить о том, что россияне уже ощутили рост цен и не смогли ему противостоять. Сентябрь потребовал расходов, в частности, на непродовольственные товары. Доля продуктов в общей корзине затрат в сентябре снизилась до 50,2% с 51% в августе.
В сентябре наибольший рост расходов продемонстрировали жители Центрального округа страны, увеличив свои траты сразу на 3,5% относительно предыдущего месяца. Совсем немного по темпам прироста общих трат от них отстали соседи из северо-западного региона – там сентябрьский рост составил 3,1%. В плюсе также оказались расходы жителей Сибири – рост составил 2,5%. В остальных же регионах в сентябре повседневные расходы потребителей сократились: на юге страны на -5,7%, на Урале – на -5,6%, в Приволжском округе – на -2,9%.
В разрезе года рост расходов был зафиксирован в СЗФО на 6,5% и в Сибири на 1,2%. В Центральном округе сентябрьские расходы остались на уровне первого осеннего месяца прошлого года. В остальных регионах отмечается снижение трат. Так, за год жители Урала сократили свои расходы на -6,3%, в Приволжском округе – на -1,8%, в Южном – на -1,2%.
В сентябре общий рост расходов обеспечили россияне со средними (2%) и высокими (2,7%) доходами. Низкодоходники же, наоборот, сократили свои траты на -7%. Относительно же сентября прошлого года расходы низко- и среднедоходников остались на прежнем уровне. Рост показали только высокодоходники, расходы которых относительно сентября прошлого года выросли на скромные 2%.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.