Новости

К блокировке банковских счетов подключают адвокатов, нотариусов и бухгалтеров

Адвокаты, нотариусы и бухгалтеры будут обязаны инициировать блокировку средств на счетах своих клиентов, входящих в черные списки Росфинмониторинга. Такая норма содержится в поправках в антиотмывочное законодательство, принятых Госдумой в трех чтениях и одобренных Советом федерации в конце прошлой недели.

В борьбу против отмывания денег включатся новые категории участников рынка. Теперь обязанность инициировать блокировку (заморозку) средств клиентов, входящих в черные списки Росфинмониторинга, а также клиентов, не включенных в список, но в отношении которых финразведка приняла решение о применении такой меры, будет установлена для адвокатов, нотариусов и бухгалтеров, в том случае если они от имени клиента или по его поручению проводят сделки с недвижимостью, управляют его деньгами или иным имуществом, банковскими счетами, привлекают средства для создания организаций и т. п.

Соответствующий закон, вносящий поправки в антиотмывочное законодательство (115-ФЗ) и ряд других правовых норм, был принят Госдумой в третьем чтении в начале марта и одобрен Советом федерации в конце прошлой недели.

В адвокатской среде новация не вызвала энтузиазма. Ранее сообщество раскритиковало идею Росфинмониторинга внести обязанность исполнять антиотмывочные нормы и дисциплинарное наказание за их несоблюдение в закон «Об адвокатуре» и Кодекс профессиональной этики адвоката. В феврале 2019 года между финразведкой и Федеральной палатой адвокатов РФ была достигнута договоренность о том, что эти нормы приняты не будут. «В данном случае речь идет о том, какое регулирование имеет приоритет: защита адвокатской тайны или антиотмывочное законодательство. Очевидно, что пока приоритет идет в сторону последнего,— рассуждает адвокат, партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов.— Для адвокатского сообщества это критичный вопрос. Уверен, что такая ситуация недопустима, ведет к возможности привлекать к ответственности адвокатов, требовать в любой момент раскрытия адвокатской тайны».

Похожая «конкуренция» двух законодательств оказалась и в части деятельности нотариусов. По словам одного из представителей сообщества, порядок действий при блокировках подозрительных средств не определен в рамках нотариальной деятельности. Чтобы норма работала, необходимо внести изменения в значительное количество законов и нормоактов. В Федеральной нотариальной палате на запрос “Ъ” не ответили.

Есть неопределенности и в части деятельности ряда бухгалтерских фирм, которых также коснется новелла. «Не ясно, какие конкретно меры должна принять бухгалтерская фирма, чтобы заморозить деньги, а тем более "иное имущество" клиента, попавшего в черный список. Непонятно, как в случае спора доказывать, что бухгалтерская фирма "применила меры"»,— говорит главный редактор журнала «Главбух» Светлана Ковалевская. Если клиент даст распоряжение отправить платежное поручение через банк-клиент или выдать деньги через кассу, которой фирма управляет по поручению клиента, она должна отказаться это сделать, но не вполне понятно, как отчитаться о таком отказе и документально его подтвердить. Кроме того, отмечает главный редактор ИА «Клерк.ру» Марина Снеговская, создание дополнительных служб по организации ПОД/ФТ, ввод новой штатной единицы или расширение служебных обязанностей действующих сотрудников потребует финансовых затрат.

Получить комментарии Росфинмониторинга в пятницу вечером “Ъ” не удалось. Но, по словам источника, близкого к службе, закон полностью соответствует стандартам ФАТФ,.

Мария Сарычева, Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное