К концу 2024 года на российском рынке такси будет не хватать 130 тыс. водителей, заявил 4 сентября в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке директор по работе с госорганами «Яндекс Такси» Антон Петраков. «Это огромная цифра»,— добавил он. Господин Петраков уточнил, что сейчас в отрасли работает около 1 млн таксистов. Исходя из этого, дефицит водителей составит около 13%.
Другие участники рынка говорят о еще большей нехватке специалистов в отрасли. По оценкам президента Объединения самозанятых России Игоря Жмакина, сейчас не хватает 700 тыс. водителей, а по словам председателя союза «Цифровой мир» Валерия Корнеева — 400 тыс. На рынке можно найти водителей, но они отказываются работать через легальные каналы, поясняет господин Корнеев.
Разрешения на таксомоторную деятельность имеют около 330 тыс. человек, хотя в 2021 году их количество превышало 400 тыс., говорит операционный директор «ГТК-Холдинга» (владелец таксопарка) Орц Мадаев.
В регионах отток водителей из отрасли составляет 40–50%, часть ушла на специальную военную операцию, часть — на оборонные предприятия, поясняют в службе заказа такси «Максим».
Еще примерно 900 тыс. человек на своих автомобилях не могут официально работать в такси из-за избыточных требований, считает первый заместитель главы комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. Они уходят в серую зону, из-за чего бюджет теряет около 30 млрд руб., оценивает депутат.
Дефицит водителей такси также усиливается за счет конкуренции со стороны других отраслей. По словам господина Петракова, сейчас крупные платформы конкурируют друг с другом: «Граждане могут выбирать между работой в такси, логистике, курьерских службах, сотрудничеством с маркетплейсами, где оплата труда сопоставима».
Александра Мерцалова, Владивосток; Дарья Андрианова