Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров считает, что введение тарифного коридора в ОСАГО, благодаря которому страховщики могут самостоятельно устанавливать в его рамках размер базовой ставки, приведет к росту конкуренции на рынке ОСАГО.
Денис Макаров: «Анализ базовых ставок крупнейших страховщиков свидетельствует о том, что покупатели ОСАГО могут найти различные варианты тарифов как в регионах, где показатели убыточности в целом по рынку относительно неплохие, как, например, в Москве, так и в тех, где ситуация близка к критичной, например, в Краснодарском крае. Возникновению такой ситуации помогло изменение территориальных коэффициентов, факт ценовой конкуренции уже налицо. Конкуренция по цене повлечет за собой также повышение конкуренции по качеству. Страхователи обращают больше всего внимания именно на качество урегулирования».
По прогнозу г-на Макарова, дальнейшая убыточность ОСАГО и, соответственно, размер тарифов будет определяться несколькими факторами.
Первая группа факторов напрямую связана с основной деятельностью страховщиков – урегулированием убытков.
Это рост объема выплат по жизни и здоровью в связи с увеличением лимита и изменением порядка выплат, рост объема выплат по имуществу в связи с ростом стоимости запчастей, работой единых правил проведения независимой технической экспертизы, увеличением выплат по утрате товарной стоимости и других недавних изменений в ОСАГО. Эти факторы поддаются подсчету.
Второй фактор – это активность автоюристов,
которые сегодня, по словам г-на Макарова, определяют высокую убыточность ОСАГО в большинстве регионов России, так как получают выплаты от страховых компаний, предназначенные автовладельцам. Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро и насколько качественно заработают новые положения в ОСАГО, в первую очередь единая методика определения размера ущерба и досудебный характер претензионной работы, которые были утверждены Верховным судом. По словам г-на Макарова, если судебная практика будет нормализована, эти изменения должны снизить давление автоюристов на страховую отрасль. Во вторую – собственное решение автомобилистов – работать со страховой компанией или с автоюристами. Важно отметить, что в страховой компании страхователи сегодня получают выплаты гораздо большего размера, чем им дают автоюристы. Если страховой отрасли удастся решить проблему автоюристов, то изменения размеров базовых тарифов в меньшую сторону и резкий рост качества обслуживания будут более чем реальны.