Новости и комментарии

Вирус и процент свое возьмут

Обзор денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России за октябрь 2021 года демонстрирует замедление инвестиционной активности на фоне еще высоких темпов роста кредита. Прогнозы экономического роста в мире ЦБ немного снизил, для России они сохранены в основном из-за ожидания несколько больших, чем предполагалось, сырьевых доходов. Речь не идет об ухудшении прогнозов для РФ на 2022 год: в Банке России предполагают, что аномалии этого года, связанные и с превышением спроса над предложением, постепенно уйдут, а логистические проблемы в мировой торговле и новая волна пандемии внесут вклад в остывание экономического перевозбуждения.

Доклад о ДКП Банка России публикуется с 2021 года уже после его утверждения на опорном заседании совета директоров ЦБ по ключевой ставке. Последнее заседание подняло 22 октября ключевую ставку ЦБ до 7,5% годовых, на 0,75 пункта (см. “Ъ” от 23 октября), в основном в логике погашения инфляционных ожиданий. Доклад ЦБ, на котором основывался совет директоров, дает более или менее полную картину развития макроэкономической ситуации, с которой имел дело совет директоров Банка России. Она, несмотря на резкость действий ЦБ, умеренно оптимистична.

Наиболее интересным в докладе являются не данные об инфляции (они публиковались ранее), а новые оценки ЦБ экономического роста в России и в мире.

Для мировой экономики ЦБ ухудшил прогноз роста на 2021 год с 6,1% на 5,9%: причина этого — нарастающие логистические проблемы, рост стоимости морского транспорта и рост цен на commodities. Отметим, что проблемы с цепочками поставок в мире обнаружились позже, чем это предполагалось ранее. Стандартно предполагалось, что они вызываются скорее локдаунами и санитарными ограничениями, но в 2020 году их влияние было слабым. Сложно не ожидать усиления эффекта, скорее вызванного исчерпанием складских запасов, и далее: «проблемы с поставками испытывает подавляющее большинство мировых производителей», считают в ЦБ.

Вместе с «четвертой волной» пандемии с осени 2021 года и в России, и в мире можно было бы также ожидать антиинфляционного эффекта от снижения спроса, но пока волна энтузиазма, вызванная (в том числе и в России) мерами по стимулированию спроса, остается не менее высокой, чем общий «постковидный» энтузиазм и в промышленности, и в домохозяйствах. «…Импульс уверенного восстановления мировой экономики, наблюдавшийся в середине года, ослабел; в ряде крупных экономик появились признаки замедления», полагают в Банке России, но пока непохоже, что об этом известно экономическим агентам.

Прогноз роста ВВП на 2021–2024 годы Банком России не изменен, в сущности, по той же причине, что снижен прогноз роста мирового ВВП: цены российского экспорта выросли, и, как ждут в ЦБ, темпы роста экспортных доходов снизятся лишь с 2023 года «на фоне завершения восстановительной фазы в мировой экономике».

В России видны признаки этого завершения уже сейчас. Так, мониторинг ЦБ показал, что после инвестиций в экономике в основной капитал во втором квартале 2021 года выше прогнозов и инвестактивности в третьем квартале выше допандемической в июле—августе инвестиционный спрос в РФ снизился на 1,2%, зафиксирован спад производства и импорта инвесттоваров — Банк России пока надеется, что это следствие тех же логистических сбоев, но не собственно снижение спроса. Впрочем, хотя «предприятия ожидают дальнейшего замедления инвестиционной активности в четвертом квартале», ЦБ предполагает, что «четвертая волна» не снизит инвестактивность серьезно.

Дмитрий Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное