Новости / Бизнес

Правительство готово поддержать угольную отрасль отменой экспортных пошлин

В правительстве обсуждается отмена экспортных пошлин на уголь с 1 мая, рассказали “Ъ” три источника, знакомые с ситуацией. По словам одного из них, нынешняя отмена может вновь стать временной.

В Минфине переадресовали вопросы в Минэкономики, где не предоставили комментариев. В Минэнерго также отказались комментировать вопросы “Ъ”. Для отмены пошлины не нужно изменение закона, достаточно постановления правительства, которое может выйти непосредственно накануне изменений.

Курсовая экспортная пошлина составляет от 4% до 7% в зависимости от курса, а при курсе менее 80 руб. за доллар будет нулевой. Как и курсовые пошлины на прочие товары, для угля пошлина заработала с 1 октября 2023 года, но уже с 1 января 2024 года была отменена. Заменой пошлине должно было быть увеличение НДПИ на уголь, но в итоге правительству и угольным компаниям не удалось прийти к консенсусу. «Обсуждались две взаимоисключающие фискальные инициативы (НДПИ и экспортная пошлина), и в итоге предпочли вариант экспортной пошлины»,— сообщали в Минфине, после того как с 1 марта экспортная пошлина была возвращена.

Между тем даже и без учета фактора пошлины ситуация в российской угольной отрасли, особенно в сегменте более дешевых энергетических углей, становится все более тяжелой на фоне падения мировых цен. На прошедшей комиссии госсовета РФ по энергетике замглавы Минэнерго Сергей Мочальников заявил, что министерство наблюдает «предпосылки развития тяжелого кризиса в угольной промышленности». На фоне падения цен в четвертом квартале 2023 года убытки отрасли составили 13 млрд руб., а в первом квартале 2024 года они могут достигнуть 40–50 млрд руб.

Комиссия госсовета по энергетике рекомендовала правительству отменить курсовую экспортную пошлину на уголь или ввести цену отсечения, чтобы при низких мировых ценах пошлина обнулялась.

Генеральный директор «Русского угля» Владимир Коротин сообщил “Ъ”, что поставки на экспорт в настоящее время идут ниже себестоимости (после вычета затрат на логистику) как на восточном, так и на западном направлении. Отмена пошлины позволит выйти в слабо положительный результат, но без существенных изменений условий работы (снижение стоимости перевалки, цен на полувагоны) достичь прибыльности вряд ли получится.

Евгений Зайнуллин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес о кризисе 2024":
Все материалы сюжета (853)