Новости и комментарии / Металлы

В каких активах переждать кризис? Золото и Ко больше не спасают

Помимо проблем с падением темпов роста мировой экономики, а также политическим и финансовым хаосом в Европе, оказывающим давление на все финансовые рынки, текущий кризис выявил одну серьезную проблему для частных и институциональных инвесторов: активы, выполняющие роль «спасательного круга» в период нестабильности, по разным причинам перестали выполнять свои «защитные» функции.

За последние десятилетия мировая экономика не раз переживала различной степени потрясения. И каждый раз у инвестора были запасные «пути к отступлению» - активы, показывающие стабильный умеренный (а порой, и бурный) рост, вне зависимости от внешних факторов.

К их числу можно отнести национальные валюты, активы, обязательства экономически развитых стран со сбалансированной бюджетной и внешнеторговой политикой. Так, швейцарский франк и облигации правительства США до сих пор были главными «прибежищами» для строптивых инвесторов.

Среди активов товарно-сырьевой группы в качестве «безопасной гавани» можно привести пример золота, цена на которое не испытала практически ни единого серьезного падения за последние 20 лет (вплоть до конца 2008 года).

Также популярным активом для тех, кто боится рисковать, но хочет заработать, можно назвать недвижимость (в большей степени, туристическую).

Тем не менее, кризис 2008-го «намекнул», а спад 2011 года подтвердил, что стоимость любых, даже самых «надежных» активов, определяется рядом факторов, которые тоже подвержены давлению. И в определенных условиях любой актив может престать приносить не только большую прибыль в длительной перспективе, но и небольшой стабильный доход в краткосрочной и среднесрочной перспективе.


Швейцарский франк

По заявлениям ряда авторитетных западных СМИ, Швейцария готовится к окончанию «евроэксперимента», который может привести к резкому росту швейцарского франка. Для предотвращения такого сценария могут быть использованы достаточно радикальные меры по прямому ограничению притока капитала в страну, чего правительство и руководство ЦБ не делали в последние 40 лет.

Помимо «небольшой» проблемной Греции, которая может выступить в роли детонатора, долговой кризис может затронуть ряд крупных европейских государств. На этом фоне швейцарский франк традиционно укрепляется, выступая в роли прибежища в период экономической и политической нестабильности.

Швейцария территориально находится в эпицентре «шторма», не являясь фактически членом ЕС, но оставаясь его крупнейшим торговым партнером, сильно зависящим от европейского рынка сбыта своих товаров. И сильный франк режет на корню все конкурентные преимущества швейцарских товаров.

Томас Джордан, директор Центрального Банка Швейцарии, сказал в интервью, что SNB будет «до последнего бороться за уровень 1,20 франка за 1 евро».

В 1970 году Швейцария использовала крайние меры, чтобы обуздать чрезмерный спрос на ее валюту. В стране были запрещены иностранные инвестиции в швейцарские ценные бумаги и недвижимость и действовали отрицательные процентные ставки по банковским депозитам в иностранной валюте.

Сейчас же Швейцарские политики при поддержке представителей МВФ склоняются к валютным интервенциям. Однако ограничения для иностранных инвесторов не снимаются из списка возможных мер воздействия на курс франка.


Золото

Показав прошлой осенью максимум в районе $1918 за унцию, золото вот уже третий раз приближается к ключевой зоне поддержки на уровне $1520. Похоже такое падение на «обычные движения» в защитных активах? Очень сомнительно.

Однако даже не 20%-ое снижение цены является переломным моментом. Более наглядной демонстрацией того, что золото не воспринимается большинством инвесторов как «защитный актив», является факт синхронной динамики фондового и товарного (золота, в частности) рынков.

Раньше при любом негативе в мировой экономике люди выводили средства из рискованных активов (акций) и перекладывали их в защитные активы (золото).

Однако сейчас золото исчерпало свой потенциал безудержного спекулятивного роста и встало в один ряд с прочими рискованными активами. Так как этот актив не обладает никакой внутренней ценностью (воспроизводство капитала), нет никаких оснований полагать, что инвесторы по-прежнему будут перекладывать свои сбережения в слитки металла, цена на который исключительно из-за спекуляций выросла на 500% за последние 10 лет.

Свои мысли по поводу наличия золота в портфеле активов в феврале озвучил Уоррен Баффет.


Недвижимость

Еще одна «потонувшая» инвестиционная идея - недвижимость. Близкий любому российскому инвестору пример - курортная недвижимость в Испании. Ценность актива росла быстрыми темпами из-за роста туристического сектора (рост стоимости цены аренды), а также из-за повышенного спроса со стороны иностранных граждан (россиян, в том числе).

Достаточно высокий «порог входа» и трудности с проведением сделок за рубежом компенсировались ростом цены.

Однако с пика 2007-го года стоимость недвижимости в той же Испании снизилась уже на 30%. И, по предварительным оценкам экспертов, это еще не придел. На фоне сильных проблем с испанскими банками, которые держат на балансах огромные объемы нереализованных объектов недвижимости, можно предположить, что этот пузырь лопнет, и тогда чтобы рассчитываться с кредиторами, банкам придется распродавать свои активы. И без снижения ценника вряд ли удастся хоть что-то продать.


Облигации правительства США

Как показывают результаты последних аукционов по размещению правительством США своих долгосрочных облигаций, инвесторы предпочитают именно этот актив всем прочим в период спада мировой экономики и кредитных проблем Еврозоны.

Однако обратной стороной медали является рекордно низкая доходность этих облигаций, которая по факту не покроет инфляции и в долгосрочной перспективе губительна. Если при этом учесть, что в отличие, например, от Швейцарии, американская экономика далека от понятия «баланса» (текущий уровень расходов не сможет покрыть никакая экономика, а есть еще и растущий многотриллионный долг) – даже такой параметр, как «надежность», вызывает сомнения.

 
Заключение

Если объективно смотреть на вещи, то пока что невидно предпосылок для скоро выхода мировой экономики на докризисные рельсы. Как и не видно готовых решений для терпящих бедствие еврофинансов. Поэтому 1-2 года «в боковике» - вполне реальная картина для финансовых рынков.

На этот период (да и на все последующие) пора искать «защитные» активы. Возможно, среди пока еще не раздутых металлов, возможно - среди новых товарных групп (например, алмазы) или иностранных валют тех стран, которые оказались не вовлечены в долговую вакханалию.

Как бы парадоксально это ни звучало, но сейчас самое время для того, чтобы рискнуть ради дальнейшей безопасности.


Поляков Алексей
БКС Экспресс


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное