Новости / Страхование

Автомобиль с черным ящиком

Российский рынок страхования сейчас развивается гораздо быстрее, чем американский или европейский, стараясь перенять наиболее эффективные зарубежные практики, модели, инструментарий и опыт. Приживутся ли они на нашей почве?

МАРИЯ РЫБАКОВА

Дорога в сеть

После расформирования ФСФР и передачи функций надзора и регулирования страхового рынка в Банк России страховая отрасль оказалась на перепутье, поэтому вопросы развития рынка в значительной степени зависят от того, какую позицию займет новый регулятор. Большинство опрошенных "Деньгами" экспертов высказались за консервативный сценарий развития событий: Центробанк пойдет по пути преемственности.

Как бы то ни было, новые инструменты будут появляться, ведь это выгодно и страховщикам, и клиентам, и государству. В первую очередь речь может идти о страховой продуктовой "линейке будущего", предназначенной для физических лиц. Именно в этом сегменте появляется больше всего инновационных продуктов -- как на Западе, так и в нашей стране, именно здесь нестандартные технологии пытаются реализовать в первую очередь.

В ближайшие годы главным трендом, по мнению экспертов, станет перевод страхования в электронную форму -- оформление полисов через интернет. Такая форма продаж не только выгодна страховщику, так как существенно снижает трансакционные расходы, но и очень удобна для страхователя.

Наибольшее распространение онлайн-страхование получит среди автовладельцев, уверены эксперты. Но до того, как эта услуга станет широко востребованной в нашей стране, страховым компаниям помимо проблем с верификацией платежей предстоит решить много других вопросов. Например, как заключать новые договоры по каско без проведения осмотра. "Согласитесь, заманчиво: купить автомобиль, зайти в приложение страховой компании на своем iPhone и, сделав несколько фотографий, подтвердив списание денежных средств со своего банковского счета, получить подтверждение, что твой автомобиль застрахован",-- рисует картину будущего Антон Воронцов.

В сфере онлайн-страхования еще более востребованными станут продукты по страхованию туристов. Их в достатке уже сейчас, но в дальнейшем произойдет качественный скачок.

Практика новой жизни

Отдельную нишу на рынке займут максимально персонализированные продукты, основанные на мобильных технологиях. Например, продукты Pay As You Drive, адресованные автовладельцам. Клиенту предлагается страхование, основанное на анализе его индивидуального стиля вождения, также учитывается, когда, где и сколько он водит машину. Так, аккуратный водитель, избегающий поездок в часы пик и в центр мегаполиса, может экономить до 50% стоимости страхования. "В этих продуктах иногда предполагается и постоплата (месяц катаешься, в конце месяца платишь),-- рассказывает директор по развитию страхования СК МАКС Алексей Володяев.-- Первоначально для такого страхования было необходимо установить в автомобиль специальный модуль, который вел трек GPS, фиксировал ускорения, время и т. п., после чего передавал эту информацию на сервер страховщика для обработки. У модуля была и дополнительная функция: при экстремальных перегрузках он идентифицировал автомобиль как попавший в аварию и самостоятельно подавал сигнал бедствия в аварийные службы. Если водитель после аварии находится в бессознательном состоянии, такая функция вполне может спасти ему жизнь".

Зарубежные страховые компании пошли дальше и сейчас начали предлагать клиентам вместо отдельного устройства установку небольшой программы в смартфон, в котором уже есть встроенные GPS, акселерометр и компас. Есть ли шансы у такого продукта на отечественном рынке? По мнению Алексея Володяева, вряд ли: "Пока не изменится правоприменительная практика, страховщики, решившиеся выйти на наш рынок с таким продуктом, будут терпеть существенные нестраховые убытки от мошенников -- так называемых профессиональных страхователей".

Как говорят эксперты, в ближайшие пять лет страховое сообщество ждет развития автомобильных черных ящиков и предустановку таких систем на большинство производимых моделей. "В США предустановка черных ящиков станет обязательной уже с 2015 года,-- говорит директор центра стратегического анализа рынка СК "Согласие" Андрей Бондаренко.-- Они резко снизят возможности для мошенничества со страховыми выплатами и позволят устанавливать для клиентов действительно индивидуальные тарифы, исходя из особенностей вождения, интенсивности, времени эксплуатации и т. д.".

В страховании физических лиц и принадлежащего им имущества популярность приобретет "коробочное страхование". Под коробочным продуктом подразумевается стандартизированная страховая программа с фиксированным пакетом рисков за соответствующую фиксированную цену. Продукты реализуются главным образом не в собственных офисах продаж страховых компаний, а в сетях партнеров -- ритейлеров, банков. Покупатель приобретает именно коробку, содержащую полис, который необходимо активировать, например, на сайте страховой компании.

Во многих странах уже давно применяется страховое поручительство (surety bond). "К сожалению, в России все попытки создать адекватный продукт по страхованию профессиональной ответственности натыкаются на ст. 932 ГК. Она запрещает страхование договорной ответственности, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Норма эта, введенная в 1993 году для запрета распространенного тогда страхования ответственности за невозврат кредита, оказалась чрезвычайно "широкой",-- рассказывает Алексей Володяев.-- В одном из вариантов стратегии развития страхового рынка, разработанной Минфином, предусматривалось рассмотреть вопрос о страховом поручительстве в 2017 году. Но в окончательную редакцию документа этот пункт не вошел. Это значит, что как минимум до 2020 года нам придется обходиться без страховых поручительств".

На Западе существует и множество других довольно эффективных видов страхования и инструментов, использование которых пока не предусмотрено российским законодательством. Например, страхование бондов. "Это своего рода финансовая гарантия, но с правом суброгации к виновному лицу (в отличие от страхования ответственности по госконтрактам, когда у страховщиков такого права суброгации не было)",-- указывает заместитель гендиректора -- главный андеррайтер "МСК-Гарант" Антон Легчилин.

"Нет лучше клиента для страховщика, чем бывший погорелец"

Полис в пользу крупных


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное