Новости / Страхование

Автоюристы — основной источник убытков страховых компаний на рынке ОСАГО

Преследуемые страховщиками автоюристы оказались основным источником убытков компаний на рынке ОСАГО, но не самой массовой причиной их проблем. Выполненное по заказу ЦБ исследование НИИ Университета прокуратуры РФ показало, что подавляющее большинство недобросовестных практик приходится на бытовое мошенничество — в 70% случаев орудуют не организованные банды, а ранее не судимые семейные граждане, которые завышают ущерб от ДТП в среднем на 30–50 тыс. руб. Обмануть страховщика не считается чем-то зазорным, констатируют на рынке.

По итогам девяти месяцев 2019 года возбуждено почти 2 тыс. уголовных дел по страховому мошенничеству, сообщила вчера заместитель главы департамента страхового рынка ЦБ Екатерина Абашеева на ежегодной конференции «Барьер-2019». Большая часть из них — 1,7 тыс.— приходится на недобросовестные практики в ОСАГО. Лидерами страхового мошенничества являются южные регионы: Дагестан, Ингушетия, Алания и Карачаево-Черкесия. Отметим, что эти территории регулярно попадают в «красную зону» рейтинга регионов Российского союза автостраховщиков (РСА) — в них наиболее активны автоюристы, успешно отсуживающие у страховых компаний дополнительные выплаты.

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергея Ефремова, на выплаты мошенникам по итогам девяти месяцев 2019 года ушло 6 млрд руб.

Вернуть так называемые сомнительные выплаты страховщикам удается нечасто: только в 20% случаев по поданным компаниями заявлениям возбуждаются уголовные дела. Лидер по количеству таких заявлений — Южный федеральный округ, однако в денежном выражении страховщики больше всего страдают от недобросовестных практик жителей Центрального федерального округа (3,5 млрд руб. ущерба по итогам трех кварталов). Лидером по популярности у мошенников является ОСАГО — на него приходится 88% всех недобросовестных практик в страховании за девять месяцев 2019 года.

При этом на организованные преступные группы приходится всего лишь 30% случаев мошенничества.

Как пояснил Сергей Ефремов, в основном страховщики сталкиваются с завышением реального ущерба клиентом и искажением информации о страховом случае. «Искажения информации с целью завышения получаемого страхового возмещения в каждом отдельном случае обычно не столь велики — примерно 30–50 тыс. руб.,— говорит он.— Однако в целом по рынку они выливаются в миллиардные потери страховщиков. Предпосылки для появления такой практики — низкий уровень правосознания, культуры и доходов граждан». Так называемый треугольник мошенничества опирается на возможность совершить и скрыть акт мошенничества, на способность оправдать его («все так делают») и на «давление обстоятельств». Страховое мошенничество не воспринимается обществом как преступление. «Это связано с тем, что ОСАГО воспринимается гражданами негативно»,— заключает господин Ефремов.

Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное