Новости

Алексей Марей: Клиенту нужен не продукт, а решение

В начале июня в Иркутске побывал руководящий состав Альфа-Банка. О том, с какой целью топ-менеджмент крупнейшего частного банка России посетил регион, корреспондент Сибирского Информационного Агентства расспросил управляющего директора Альфа-Банка Алексея Марея. Также банкир согласился обсудить общую экономическую ситуацию в России, состояние банковского сектора и тенденций его развития, а также стратегию развития Альфа-Банка в регионе.

– Алексей, с какой целью вы и ряд топ-менеджеров банка приехали в Иркутск?

– Этой традиции уже семь лет.

Приезжает вся команда высшего менеджмента банка, мы встречаемся с сотрудниками, с ключевыми клиентами банка, с вами – представителями СМИ, с властью. Это позволяет нам понять, чем реально живет регион. Цифры, темпы роста портфеля, объемов выручки – все это мы и в Москве можем увидеть. Как все на самом деле происходит, ты понимаешь, когда смотришь в глаза сотрудникам, клиентам. Для меня это основная цель.

– Есть ли у регионального банковского сектора особенности? Чем Иркутск отличается от других городов, которые вы посетили?

– Какой-то географической специфики нет. По крайней мере, работая с компаниями и частными клиентами по всей стране, я таких вещей не заметил.

Клиентам из числа бизнеса нужно, чтобы их вопросы решались, чтобы банк предлагал не продукты, а решения тех задач, которые перед ними стоят. И это должно быть просто, удобно, качественно, безопасно

Что касается физлиц – им тоже не нужны банковские продукты, как таковые. Среди ключевых ценностей – экономия времени. Альфа-Банк это делает, я считаю, лучше, чем другие банки. Время уже прочно перешло в разряд ценностей, и нам не хочется, чтобы наш клиент тратил его зря. К примеру, для многих клиентов сегодня поход в банк не то, на что им бы хотелось тратить свое время. Если можно какие-то вещи делать удаленно – платежи, транзакции, мы эту возможность предоставляем. Могу сказать, в этом ключе Альфа-Банк предлагает самые современные решения.

– Какие направления в вашем банке можно назвать прорывными?

– Из сектора «массовый бизнес» (компании с выручкой до $10 млн в год, коих в регионе чуть более 30 тысяч) в Иркутской области с нами работает более 1200 клиентов. До конца 2013 года мы хотим увеличить их число до 1600 компаний.

Розничных клиентов у нас в Иркутске 68 тысяч, в регионе – почти 100 тысяч. Хороший показатель. Для Иркутска это означает, что каждый десятый  иркутянин имеет в кармане карту Альфа-Банка. Это, я бы даже сказал, отличный показатель, который просто нужно закрепить.

В ближайшее время возможно открытие дополнительных офисов банка в Иркутске и Ангарске. Решать этот вопрос будет руководство иркутского офиса – мы уверены, что местные сотрудники  лучше знают ситуацию на региональном рынке. И в любом случае приниматься решение будет с учетом, нужно ли это клиенту.

Доля Альфа-Банка на региональном рынке банковских услуг сейчас составляет чуть меньше 2%. Будем наращивать. Недавно с этой целью мы усилили здесь менеджмент корпоративного блока, и, пообщавшись с сотрудниками, я понял, что нам удалось найти правильных людей. Видно это и по результатам двух последних месяцев, хотя многие сделки еще, что называется, «в работе». Что касается ближайших приоритетов иркутского представительства Альфа-Банка – это, в основном, корпоративный блок, поскольку направления массового бизнеса и розницы здесь уже достаточно крепкие.

Если брать розницу, то из всех городов нашего присутствия – а их более 50 – Иркутск находится на 7 месте. Это отличный показатель, поскольку ваш город тут соревнуется с «миллионниками» – Питером, Москвой…  А по некоторым направлениям – к примеру, кобрендовым картам – Иркутск вообще вышел на второе место по России.

–  Поддержка малого бизнеса – это стратегическое направление банка?

Да. Мы начали его серьезно развивать два года назад и за это время фактически удвоили количество клиентов. Ежемесячно нашими клиентами становятся порядка 5 тысяч новых компаний. Мы постарались сделать общение клиента с банком максимально удобным, предложить  помимо расчетов и банковских продуктов, дополнительные небанковские услуги, которые значительно облегчают жизнь предпринимателя.

Например, наш интернет-банк интегрирован с онлайн-бухгалтерией «Моё дело» или «Эльба». А вносить или снимать выручку через банкомат очень удобно с помощью уникальной карты «Альфа-Cash» – круглые сутки семь дней в неделю, и неважно, работает в этот момент отделение банка,  или нет. Это безусловно очень удобно.

Еще один пример – наша программа привилегий «Клуб клиентов».  В каждом городе присутствия банка мы выбрали партнеров программы – лидеров в своей отрасли: поставщиков офисной мебели, канцелярских принадлежностей, питьевой воды, клининговых и курьерских услуг – то есть всего того, что нужно любой компании в ее ежедневной деятельности. Они получают бесплатную рекламу на нашем сайте и, как следствие, дополнительный поток клиентов, а остальные клиенты банка (участники программы) – скидки на товары и услуги, необходимые для поддержания и развития своего бизнеса. Сотрудничая с нами, предприниматели могут получить и правовую поддержку, и дополнительную сумму на контекстную рекламу в  Яндекс.Директе.

– Алексей, у вас довольно амбициозные планы по темпам роста кредитного портфеля в Иркутске. Намерение за три года увеличить его в три раза «в силе»?

– Пока все идет по заранее согласованному плану. Теперь нам осталось увеличить его только в два раза. В прошлом году мы неплохо «выросли». Напомню, полтора года назад мы говорили о том, что хотим видеть наш кредитный портфель на уровне 8,5-9 млрд. руб. Сейчас он уже больше 5 млрд. руб.  

– Среди сильных сторон вашего банка всегда отмечают интернет-банкинг, мобильный банкинг, карты. В общем, все то, что сокращает время и дает возможность клиенту не приходить в банк… Не боитесь в итоге потерять живую связь с клиентом?

– Россия вообще страна отношений. Поэтому мы не стремимся установить совсем уж серьезную дистанцию с клиентом.

С другой стороны, оставлять все на прежнем уровне нельзя. Мне кажется, в этом есть определенный вызов для банка: если отделения будут такими, какие они сейчас, у нас с вами, как физлиц, никакой потребности ходить туда не будет. Технологии развиваются стремительно, поэтому клиенты все активнее переходят из оффлайна в онлайн. И тут не стоит вопрос – хотим мы, банк, этих отношений, или нет. В первую очередь у клиента должен быть смысл в том, чтобы поддерживать эти отношения.

Сейчас у нас начинается большой проект по редизайну отделений, и в следующем году иркутяне увидят  изменения. Согласитесь, всем нам, как клиентам, не хочется ходить в банк, чтобы получать какие-то выписки, снимать или сдавать некрупные суммы. Это ведь так скучно и, скажем честно, нерационально. К примеру, более 100 тысяч клиентов нашего банка сейчас абсолютно все необходимые операции без труда совершают удаленно. А поход в банк должен быть, прежде всего, интересным.

К примеру, в прошлом году в одном из городов наш банк организовал мероприятие для клиентов, у которых есть дети в возрасте 7-11 лет. В этот период у родителей обычно возникает тема «дети и деньги»: давать ребенку деньги или не давать, если – да, то – сколько и как. Так вот, сотрудники этого отделения нашли психолога, пригласили клиентов и провели для них встречу, на которой обсудили, как можно смотреть на этот вопрос, дали несколько советов – клиенты были в восторге. В этот момент им ничего не продавали, просто предложили варианты ответов на волнующий их вопрос.

– В октябре прошлого года вы и ваши коллеги говорили о том, что стоимость фондирования, к сожалению, растет. К июню нынешнего года что-то изменилось?

– Этот тренд сохранился, и темпы корпоративного кредитования замедлились. Хотя если сравнить первый квартал этого года с аналогичным периодом 2012 года, заметим, что ничего ужасного не происходит. Тогда первый квартал тоже глобального роста не показывал.

В целом мы ожидаем по итогам года роста корпоративного кредитования на уровне 10-15%. Банки, кстати, видя, что корпоративное кредитование замедлилось, стали снижать ставки по депозитам. Это произошло буквально в апреле-мае. Поэтому на ту депозитную базу, что у них уже есть, эти изменения оказать влияние еще не успели. Тем не менее, если рассматривать период с октября прошлого года по май нынешнего, стоимость фондирования, безусловно, выросла, поскольку конкуренция на рынке депозитов (как розничных, так и корпоративных) усилилась.

– В последнее время все чаще говорят о том, что население перекредитовано. У вас кредитный портфель в Иркутске сейчас уже 5 млрд. руб., в планах – нарастить до 10. За счет каких продуктов собираетесь его увеличивать?

– Мы ориентируемся на те три продукта, что у нас сейчас есть. Но понимаем, что с точки зрения апсайда (upside – потенциал роста, – прим. ред.) это будут, скорее, два продукта – кредиты наличными и кредитные карты. Потому что потребительские кредиты и кредитование в магазинах – быстро амортизирующиеся продукты, глобального роста здесь не будет (в среднем 8-10% в год).

Также хочу добавить, что по поводу перекредитованности шума сейчас действительно очень много. А между тем ситуация в каждом конкретном городе очень разная и отличаться может в разы. Хотя зарплаты населения и там, и там находятся примерно на одном уровне. В некоторых городах население действительно уже находится на грани перекредитованности. Но эти города не составляют большинство.

Пограничный показатель – когда доля платежей по кредитам, не считая ипотечных, в общем доходе семьи достигает 30%. Если цифра больше, то на лицо перекредитованность заемщика. Так вот по нашим расчетам, на конец 2012 года эта цифра в целом по России составляла 17%. То есть в перспективе кредитам есть еще куда расти.

– Нынешний 2013 год будет хуже или лучше прошлого?

– В целом по рынку корпоративного кредитования, как я уже говорил, мы ожидаем роста на уровне 10-15% к концу года. По розничному кредитованию прогнозируем, что рынок не будет расти так, как в 2012 году. Тем не менее, на 25-30% он вырастет.

Что касается прогнозов конкретно по Альфа-Банку, в «валовой» рознице мы планируем расти быстрее рынка – процентов на 40 за год. При этом по сегменту кредитных карт рассчитываем на рост свыше 50% по итогам 2013 года.

Справка:

Алексей Марей. Главный Управляющий Директор, Член Правления, Член Совета директоров. В Альфа-Банке — с 2004 года.  В мае 2012 года назначен на должность Главного Управляющего Директора, с января по май 2012 года занимал должность Заместителя Главного Управляющего Директора.  С 2007 г. по январь 2012 г. — Руководитель Блока «Розничный бизнес», Член Правления Альфа-Банка. С 2006 г. по 2007 г. — Директор розничных продаж Блока «Розничный Бизнес» Альфа-Банка; с 2004 г. по 2006 г. занимал должность Начальника Управления сети дистрибуции по г.Москва Блока «Розничный Бизнес» Альфа-Банка. В 1998-2004 гг. работал в компаниях Danone, Gillette International (Moscow), Duracell Batteries N. V. В 1999 г. окончил экономический факультет Московского авиационного института. В должности Главного управляющего директора Алексей Марей отвечает за реализацию долгосрочной стратегии банка, определение приоритетных направлений и контроль за развитием банка по всем основным направлениям бизнеса и подразделений поддержки.

Операционный офис "Иркутский" начал свою деятельность 1 марта 1999 года. По состоянию на 1 июня текущего года, совокупный кредитный портфель 00 "Иркутский" составляет около 179 млн долларов США.

Основные клиенты корпоративного блока  - предприятия связи, строительной и нефтеперерабатывающей отраслей, торговли, сельского хозяйства: ГУП ЧАО "Чукотснаб", ЗАО "Байкалвестком", ОАО НК "Туймаада-Нефть", ЗАО "Енисейтелеком", ОАО "ТРУД", ОАО "СХ Белореченское", ЗАО ПК "ДИТЭКО", 000 "Восток ЛТД", ООО "Агродорспецстрой", ОАО "ИркутскгипродорНИИ", 000 "Н-Моторс Иркутск" и другие. Кредитный портфель корпоративного блока по состоянию на конец мая составляет 82,6 млн. долларов США,  размещенные средства юридических лиц  по данным на май 2013 г. - более 92 млн долларов США. На расчетно-кассовом обслуживании операционного офиса в настоящее время находятся более 1400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В Иркутске открыто 4 отделения для обслуживания предпринимателей, предприятий среднего и малого бизнеса. Кредитный портфель блока «массовый бизнес» на апрель 2013 года  составляет 2,1 млн. долларов США, количество активных клиентов - 1210, остатки на счетах "до востребования" - 7,2 млн долларов США.

В Иркутской области открыто 7 кредитно-кассовых офисов для обслуживания клиентов розничного блока. Кредитный портфель розничного блока в Иркутске по состоянию на 01.04.2013 составляет  более 94 млн. долларов США. По состоянию на 01.04.2012 объем средств, размещенных в банке, составляет  73,6 млн долларов США, из них - срочные - 26,3 млн. долларов США , до востребования - 47,2 млн долларов США. Количество клиентов, обслуживающихся в рамках зарплатных проектов, на 01.04.2012  - 266 юридических лиц, количество активных зарплатных счетов на 01.04.2012  - 11 439.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное