Новости

MVNO: виртуальные операторы в поисках «голубого океана»

Создание MVNO (виртуальных операторов сотовой связи) – одно из активно развивающихся бизнес-направлений. Компании, не обладающие собственной телеком-инфраструктурой, предоставляют услуги связи под своим брендом. Какие задачи они при этом решают? Каким бизнесам это интересно? Как отразится появление новых игроков на операторах «большой тройки»? Во время заключительной сессии форума «Телеком 2018. Курс на технологическое лидерство», организованного деловым изданием «Ведомости», завязалась горячая дискуссия о перспективах MVNO-проектов. Портал SIA.RU попытался оценить, насколько актуальна эта тема для регионального бизнеса.

«Вымпелком» против

У всех операторов «большой тройки» есть MVNO-проекты: как успешные, так и не очень. Основной довод «против» связан с тем, что телеком-рынок перенасыщен, и появление на нем новых игроков, если они не создадут дополнительной ценности для абонентов, добавит всем участникам сложностей.

«Надо понимать, что если вы приходите на рынок, где ARPU (средняя выручка на одного пользователя в месяц) 300 рублей, и начинаете предлагать эту же услугу вдвое дешевле, не создавая дополнительной ценности, вы ныряете в ‘алый океан’, и, что важнее, останавливаете возможность инвестирования в развитие сети, – предостерег виртуальных операторов Арташес Сивков, исполнительный вице-президент компании «Вымпелком». – Мы много говорим о 5G. Что эта технология важна, на ней строится искусственный интеллект и ‘Умный город’. Но если мы будем продавать услуги связи дешевле, чем стоит кружка пива, то мы, наверное, скоро будем строить только сети второго поколения».

«Мегафон» сомневается

«Мегафон» признает успешность ряда нишевых MVNO-проектов, но сомневается в том, что виртуальным операторам удастся заработать на этом. Свежий пример – оператор VK Mobile, который предоставлял услуги мобильной связи для пользователей ВКонтакте.

«Мы внимательно и с уважением относимся к безумству храбрых, – сказал Влад Вольфсон, коммерческий директор компании ‘Мегафон’. – У нас самих есть храбрые идеи в виде Yota, которые собрали неплохую лояльную клиентскую базу и даже  заработали небольшие (по меркам большого телекома) деньги. Есть у нас успешный проект ‘Газпром телеком’ – корпоративный оператор, который обслуживает абонентов в B2B секторе. Но, во-первых, сила бренда не всегда связана с услугами связи, что показал пример VK Mobile. Во-вторых, конвергентные продукты, на которые многие MVNO делают ставку, на наш взгляд – это всем известная олдскульная схема ‘2 дешевле, чем 1+1’. Она не создает никакой дополнительной ценности».  

Tele2 запускает фабрику MVNO

Tele2 – самый активный участник MVNO-движения. На базе его сетей запущены MVNO-проекты таких компаний как Сбербанк, «Тинькофф», «Ростелеком», ТТК. Tele2 продолжает развивать платформы, чтобы снизить цену входа на рынок услуг сотовой связи и поставить создание виртуальных операторов «на поток».

«Для Tele2 ‘фабрика MVNO’ – это осознанный выбор, элемент стратегии, – рассказал Игорь Майстренко, директор по продажам и развитию массового сегмента, член правления компании Tele2. – Мы убеждены, что существует множество отличных брендов, которые знают конкретные ниши лучше, чем большие операторы, и могут предложить для этой аудитории уникальные продукты. Нас такие проекты обязывают постоянно улучшать базовый продукт. Что касается нагрузки, могу сказать, что при планировании капитальных затрат мы защищаем перед акционерами кейсы MVNO наравне с основным бизнесом, то есть наша сеть учитывает развитие обоих сегментов: и массового корпоративного, и MVNO».

Подробнее: MVNO для всех. Tele2 запускает «фабрику» виртуальных операторов

«Ростелеком» цементирует базу

Ростелеком, который раньше предоставлял услуги фиксированной связи, широкополосного интернета и IPTV, в 2016 году стал еще и мобильным оператором. Своим абонентам компания предлагает те самые конвергентные продукты. По словам представителя «Ростелекома», это позволяет сделать абонентскую базу более лояльной и в перспективе должно заместить отток по фиксированной связи.

«Абонентам, которые потребляют наши фиксированные услуги, мы продаем пакеты ‘4 в 1’, –  рассказал Алексей Чернецов, директор проектного офиса MVNO компании «Ростелеком». – Это позволяет достаточно хорошо цементировать абонентскую базу за счет включения в пакет продуктов со скидкой. Не все операторы фиксированной связи могут себе такое позволить, поэтому наличие конвергентных продуктов можно считать нашим конкурентным преимуществом. Что касается темы ‘продать сим-карту за ноль рублей и получить половину абонентской базы’ – это не предел мечтаний. Нам интересно качество базы».

Сбербанк обволакивает клиентов сервисами

В Сбербанке придерживаются мнения, что ни банкинг, ни ритейл, ни телеком в текущем состоянии не имеют долгосрочных перспектив развития. Целевым состоянием компании, по мнению представителей банка, является маркетплейс, экосистема, в которой клиент обволакивается сервисами на 360 градусов. «Сбербанк-телеком» – часть экосистемы, которую создает Сбербанк. Предоставление им услуг связи позволит не только снизить собственные издержки на рассылку смс-сообщений клиентам, но и использовать объединенные данные для коммерческих целей.

«Мы размышляем в определениях экосистемы и для Сбербанка телеком – не единственное направление, – рассказал Руслан Гурджиян, генеральный директор «Сбербанк-телеком». – У банка есть проекты в образовании, здравоохранении, в строительстве. Попытка поставить во главу угла клиентоцентричную модель не только в твоей осевой сильной зоне – это драйвер, который позволит развивать бизнес. Создание виртуального оператора для нас – это также возможность обогащения данных, которые получаются в двух уникальных средах. Например, как банк мы знаем, что вы приобрели путевку, а как оператор связи можем чуть раньше, чем другие, предложить подходящий для поездки тариф».


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Телеком 2018. Курс на технологическое лидерство":
Все материалы сюжета (15)