Газета Дело

В гостях хорошо, а дома лучше. Туроператоры делают ставку на внутренний туризм

Туристическая отрасль оказалась в числе главных пострадавших от экономических потрясений прошлого года: компании закрывались одна за другой, продажи на заграничные туры стремительно падали – вместе с рублем… Как чувствуют себя участники рынка сегодня? Сколько времени потребуется, чтобы иркутяне привыкли к новым ценам? Когда восстановятся продажи? И почему местный туризм в 2015 году может стать «золотой жилой» для отрасли? Эти и другие вопросы мы задали участникам иркутского туристического рынка.

<p>Фото с сайта: baikalika.ru</p>

Фото с сайта: baikalika.ru

Вера Петрова, генеральный директор ООО «АП «Экзотик Азия Тур»:

«Продажи начинают восстанавливаться. Люди привыкли к новому курсу»

Вера, 2014 год был, мягко скажем, непростым для туристической отрасли. Глобальные проблемы наваливались одна за другой: санкции Евросоюза, падение рубля, отказ страховых компаний от работы с туризмом… Какой фактор оказывает, на ваш взгляд, наиболее существенное влияние?

– Падение рубля – безусловно, основной фактор. Во-первых, туры стали дороже, хотя   операторы и стараются за счет снижения собственной прибыли сделать это повышение минимальным. Во-вторых, произошло сокращение заработных плат. Многие туристы делились с нами данной проблемой. А многих даже сократили на работе.

От новогодних каникул за рубежом многие были вынуждены отказаться?

– У нас никто не отказался от новогодних туров. От них не так просто отказаться: пришлось бы платить значительные штрафы. И потом – зачем отказываться, если туры были забронированы и оплачены по хорошему курсу?! Действовал принцип: слетаем последний раз, а там будь что будет!

А вот туристы, которые предпочитают самостоятельно организовывать свое путешествие, активно сдавали билеты на регулярные рейсы. Они оказались в менее выгодном положении, так как за отели им пришлось платить по новому высокому курсу, на это они, видимо, не рассчитывали.

Многие сравнивают сегодняшнюю ситуацию в отрасли с 1998 годом. Тогда продажи восстановились достаточно быстро: люди привыкли к новому курсу и стали снова интересоваться зарубежным отдыхом. Как быстро восстановятся продажи в этот раз?

– Они уже начали восстанавливаться.

По крайней мере, на мартовские каникулы и майские праздники туры активно бронируются. И к новому курсу люди тоже привыкли. Во всяком случае, к нам в офис никто не звонит и не причитает, что все так дорого стоит.

Не все туристические компании смогли выжить в 2014 году. Крах туроператоров вызывает кризис доверия к отрасли в целом. Какова вероятность, что еще большее число людей станут планировать отдых самостоятельно, не обращаясь за помощью к туроператорам?

– Всегда были и будут люди, которые путешествуют самостоятельно. Им сама организация тура доставляет огромное эстетическое удовольствие. И, я должна сказать, удовольствие это недешевое. Очень сильно заблуждается тот турист, который думает, что, купив билеты и забронировав отель самостоятельно, он что-то выгадал. Чаще всего он наоборот переплатил. Во-первых, туры на чартере всегда дешевле. Во-вторых, у наших партнеров на многие отели контрактные цены, которые значительно ниже, чем в интернете. Если, конечно, турист не бронирует какой-нибудь кондоминиум на месяц, два, три.

Есть ли в планах у вашей компании переориентироваться в 2015 году на внутренний туризм?

– Да, мы уже начали активно изучать эту нишу. И это не только Байкал. Это и Крым, и черноморское побережье. Многие наши клиенты-туристы – это военнослужащие, работники администрации. А у них сейчас действуют особые ограничения по отдыху за рубежом, им нужно новое предложение.

Изучать что-то новое – всегда полезно и интересно. И не всегда это должны быть экзотические направления: Марианские острова, Куба, Доминикана, Бразилия… Если наше правительство в этом году делает ставку на внутренний туризм, значит, мы найдем интересные предложения для наших туристов и в этом направлении.

 

Андрей Логозовский, генеральный директор ООО «Гранд Байкал»:

«Обесценивание рубля делает отдых в России привлекательным для иностранцев»

Андрей, «Гранд Байкал» занимается и выездным, и внутренним туризмом. Каким был 2014 год для компании?

– В компании «Гранд Байкал» наблюдаются две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, мы имеем в своей структуре туристическое агентство «Интурист – Магазин путешествий», которое работает, преимущественно, в корпоративном сегменте и не ощутило значительного клиентского оттока в отличие от фирм, ориентированных на частных путешественников.

С другой стороны, основная наша деятельность – это развитие туризма на Байкале, и здесь мы рассчитываем на существенное увеличение турпотока как за счет внутрироссийских туристов, так и за счет иностранцев, обесценивание рубля для которых делает отдых в нашей стране особенно привлекательным.

В целом, 2014 год прошел для компании хорошо – рост прибыли был незначительным, но он был – порядка 5%.

В этом году наблюдаете бум раннего бронирования туров на Байкале?

– Пока мы не можем говорить о буме раннего бронирования летнего отдыха на Байкале, но в целом поток интересующихся таким отдыхом существенно вырос.

Какими будут цены на туры в этом году, учитывая падающую платежеспособность населения?

– Принимая во внимание падение реальных доходов населения и рост наших накладных расходов, мы попытались найти компромиссный вариант – в 2015 году мы, в целом, стараемся сдерживать цены и резко не поднимать наши тарифы.

Многие туроператоры – в том числе, крупнейшие федеральные – в этом году будут осваивать наиболее перспективную в текущих условиях нишу внутреннего туризма. Не боитесь конкуренции?

–  Мы готовы к конструктивному сотрудничеству с туроператорами, но стоит учитывать, что количество мест размещения на Байкале ограничено. Кроме того, «новичкам» самостоятельно зайти на байкальский туристический рынок будет достаточно тяжело. В своей же работе основную ставку мы намерены по-прежнему делать на расширение спектра услуг, повышение качества сервиса, оптимизацию затрат и укрепление лояльности постоянных клиентов.

 

Алексей Стрелюк, генеральный директор туроператора «Байкалика»

«Жду роста и резкого увеличения объема работы»

Алексей, по словам главы Ростуризма Олега Сафронова, в 2014 году рост внутреннего туризма в России составил 30–40%, годом ранее речь шла всего о 6–8%. Выходит, кризис внутреннему туризму только на руку. Ваша компания специализируется на отдыхе на Байкале – каким был прошлый год для вас?

– Если говорить только про количество туристов, то рост в нашей компании в 2014 году составил около 60%. Безусловно, это связанно и со всеми политическими и экономическими мировыми событиями, однако есть доля и развития непосредственно компании, и общего интереса к Байкалу у россиян.

В этом году наблюдаете повышенный интерес к внутренним турам?

– Да. Особо ярко это стало чувствоваться после резкого падения курса рубля в конце 2014 года.

Спрос на зимний отдых на Байкале, особенно на ледовые туры, вырос в три раза. Продажи летних туров также стартовали немного раньше, чем обычно, и путешествия, продающиеся по акции раннего бронирования, пользуются большим спросом у жителей центральной России.

А иркутяне интересуются Байкалом? Какие направления, туры у них особенно популярны?

– Наша компания ориентирована в первую очередь на туристов из европейской части России. Мы создаем приключенческие программы, показывающие нашим гостям самые красивые и интересные уголки озера, «под ключ». Такие предложения не пользуются большим спросом у иркутян из-за продолжительности и цены. Думаю, что наиболее популярным для большинства туристов из Иркутска по-прежнему остается отдых на турбазах на побережье Байкала и непродолжительные экскурсии. Есть также достаточно крупная прослойка среди иркутян, которая занимается всевозможными активными видами спорта и отдыха. Среди наших иркутских гостей пользуются спросом сплавы по горным рекам, пешие походы, в зимнее время – туры на снегоходах и собачьих упряжках.

Платежеспособность населения падает. Какой ценовой политики будете придерживаться в 2015 году?

– Так как мы работаем с несколькими сегментами туристов, и по большей части туры проводятся в индивидуальном формате, мы ориентированы на оптимизацию процессов и финансов. Грубо говоря, задача – сохранять высокое качество туров, снижая затраты. За счет увеличения объемов мы получаем более выгодные условия от отелей и партнеров, увеличиваем собственный парк снаряжения и транспорта. Все это дает результат.

В 2015 году правительство будет делать ставку на внутренний туризм. Крупнейшие туроператоры, которые ранее работали на внешнем рынке, планируют освоить внутрироссийский рынок. Конкуренция будет расти. Готовы ли вы к этому?

– Я считаю, что здесь нужно говорить не только о конкуренции, но и о новых возможностях партнерства. Некоторые федеральные туроператоры начинают сотрудничать с региональными компаниями, а не создавать свой продукт. Такой вариант и выгоден, и интересен обеим сторонам.

А если все-таки вести речь о конкуренции, то у нас есть крупный козырь – мы сами с Байкала. Байкал для федеральных туроператоров – продукт новый, и, чтобы в нем разобраться, нужно время и силы. У нас есть эксклюзивные предложения, особые условия, знания, опыт и родная земля под ногами. Все это будет помогать нам.

Чего ждете от 2015 года? На что будете делать ставку?

Жду роста и резкого увеличения объема работы. Мы уже увеличиваем мощности компании в преддверии суперактивного туристического сезона. Я уверен, что сложившаяся ситуация положительно скажется на развитии внутреннего туризма в России. И многие путешественники откроют для себя и полюбят наш Байкал и Сибирь!




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело