Газета Дело

Бизнес на потолке

Кризис – лучшее время для старта бизнеса, убежден Николай Лобусов, основатель завода натяжных потолков Nouvel. Свое дело он начал в 1999 году и, как говорит, не прогадал. Почему для производства так важно иметь собственную базу? Кто сегодня активнее покупает натяжные потолки в Иркутске? И как сказался на бизнесе новый кризис?    

«Я понял: надо делать потолки!»

Никакого отношения к бизнесу в середине 1990-х Николай Лобусов не имел: получив средне-специальное образование, он работал по найму на приятеля – «пилил, строгал, закручивал саморезы  в стенки, прикручивал панели к потолкам, красил». А в один прекрасный момент понял, что может делать то же самое, только работая на себя.

«Чем раньше начнешь свое дело – тем лучше. 20 лет – тот самый возраст, когда надо жечь. Если ты не сделал этого в 20, то дальше сложнее: ты приземляешься, начинаешь меньше двигаться. Больше страхов – ведь есть что терять. А в юности терять нечего, одна дорога – только вперед», – рассуждает Николай.

Свое ИП он зарегистрировал после кризиса 1998 года. «Первые несколько месяцев было очень трудно, – вспоминает наш герой, – а потом сразу пошел мощный подъем: у людей появились деньги – а у нас, соответственно, заказы. Мы закупали отделочные материалы в столице и выполняли разные работы для частных лиц и организаций. Тогда, собственно, я и зарегистрировал компанию, оформил строительную лицензию и стал выходить на серьезных заказчиков».

В начале 2000-х Лобусову поступил нестандартный заказ – натянуть потолки на площади около 100 кв.м. Такой деятельностью прежде фирма не занималась, но клиент был непоколебим: «Не хочу никого другого, сделайте вы». «В итоге это было так дорого для заказчика, что нам хватило вырученных средств на то, чтобы купить потолок, оборудование, оплатить мастеру обучение, заплатить зарплаты – и еще деньги остались. Тут-то я и понял: надо делать натяжные потолки!», – смеется бизнесмен.

Сказано – сделано. «Первое время приходилось объяснять иркутянам, чем так хороши натяжные потолки (помню, писал просветительские статьи в ‘Комсомолке’), но со временем устойчивый спрос на услугу сформировался – как со стороны населения, так и со стороны организаций». Потолки фирма Николая Лобусова закупала в Санкт-Петербурге, а в Иркутске устанавливала. Один квадратный метр потолка обходился тогда клиенту в 100 долларов.

«Поймал ‘фишку’ вовремя»

Дела шли в гору: компания раскручивалась, количество заказов росло. Николай радовался успехам. «Отрезвляюще» подействовал на него разговор с приятелем, Максимом Сенько, директором компании «Ворота.ру». «Это было в 2006 году, мы гнали машины из Владивостока, трое суток в пути – много разговаривали.

Макс мне тогда и сказал: ‘Ты сейчас находишься в таком состоянии, когда у тебя все прет и все здорово, но поверь, так будет не всегда. Если ты сейчас проморгаешь ‘фишку’, то потом тебе придется догонять конкурентов, а надо сделать так, чтобы догоняли тебя».

Эта мысль не выходила у Николая из головы. Приехав в Иркутск, он принял решение запустить собственное производство: «Предложил своему партнеру – он помог с деньгами и организацией. Буквально в тот же год завод натяжных потолков начал работу в Иркутске».

Самые большие затраты на старте, как говорит Николай, потребовались на закуп коллекции пленки. Сырье тогда было полностью европейское – бельгийское, французское, немецкое. «Нужно было порядка 3,5 млн рублей, чтобы первоначально забить склад и начать производство. При этом рынок был еще совсем не раскачанный: монтажных компаний в городе было не так много».

Но, как показало время, «фишка» была поймана вовремя: рынок стал расти и развиваться. А сегодня, по словам Николая, 60% рынка, включая не только компании, занимающиеся установкой, но и физлиц, покупает потолки и комплектующие на заводе Nouvel.

«Сегодня на производстве трудится порядка 70 человек. Мы делаем до тысячи квадратных метров потолков в сутки. Мощности позволяют выпускать 2400 квадратов, а то и больше. Так что будет спрос – будет и предложение», – говорит предприниматель.

«Аренда ‘съедала’ полмиллиона каждый месяц»

Долгое время бизнес Николая Лобусова «сидел» на аренде: зал для производства площадью примерно в 150 квадратов и небольшой офис выдачи каждый месяц «съедали» по полмиллиона рублей.

Довольно скоро это предпринимателю надоело, и он задумался о собственном помещении. Причем решил не покупать готовое, а построить свое, с учетом специфики производства.

«Лет пять назад я озаботился поиском земли. Недели три ездил по городу и искал, пока не наткнулся на подходящий участок площадью 1 Га на улице Старокузьмихинской. С точки зрения локации это был самый лучший вариант, и цена приемлемая. Была только одна проблема: через весь участок текла речка. Пришлось нам с ней повоевать, строители взяли ее в трубу и вывели в озеро», – рассказывает Лобусов.

Двухэтажное здание, в котором расположилось не только производство, но и администрация, точка выдачи заказов, а также столовая и спортзал для сотрудников, достроили в 2013 году.

«Теперь у нас есть своя база. Мы вложили в нее очень много денег – и кредиты брали, и с поставщиками договаривались об отсрочках платежей. Зато теперь имеем возможность спокойно работать, расширяться, делать какие-то новые движения. Аренда такой возможности не дает», – говорит Николай.

Кроме базы на Старокузьмихинской, в собственности у Nouvel помещение в бизнес-центре «ТЕРРА» – там располагается центральный офис продаж. Есть также точки продаж на «Фортуне» и в Ангарске.

«Раньше у нас были офисы в Красноярске, Хабаровске, Владивостоке, год они отработали, а потом мы приняли решение их закрыть: местные производители выросли, наша выручка стала падать. Убытков много, хлопот, командировок тоже – мы решили не распыляться и сконцентрироваться на местном рынке».

К подобным неудачам бизнесмен относится философски. «Бизнес – это игра. Есть правила, есть противник, есть цели. Когда ты делаешь в стратегии какие-то шаги, которые приходится потом отменять, – это обычное дело. Так и тут. Любое решение – это опыт».

«Мы в ценовые игры не играем»

Сегодня бизнес Николая Лобусова функционирует в двух основных направлениях: производство потолков на продажу и монтажные работы.

Клиенты компании – как физлица (львиная доля которых – дизайнеры интерьеров), так и организации (в большинстве своем – компании, занимающиеся установкой потолков). Выручка по обеим клиентским группам получается примерно одинаковая: «Объем розницы в квадратных метрах, понятно, значительно меньше, но стоимость выше. Дилерам мы делаем большие объемы, но выручка с квадратного метра там ниже».

По словам Николая, квадратный метр потолка для дилера стоит сегодня от 100 рублей, в розничной продаже – от 400: «Это минимальные ставки. Сложные полотна, фотопечать и прочее стоят гораздо дороже».

На рынке сегодня это не самые низкие цены. Но они оправданы, говорит Лобусов: «Многие компании конкурируют с нами ценой, но это, я считаю, чистый демпинг. Мы в ценовые игры не играем: если мы будем ставить такую же низкую цену, как конкуренты, они все равно поставят еще ниже, а мы будем в убытках. Зачем нам это?».

«В феврале наступило затишье»

Текущий кризис компания Николая Лобусова ощутила в феврале. Декабрь был неприятен разве что прибавившим в цене импортным сырьем: и китайская, и европейская пленка подорожали на 15% и больше. Спрос же на услуги и продукцию был традиционно высоким.

«Декабрь – всегда пиковый для нас месяц: организации заканчивают финансовый отчетный период и стремятся поскорее расплатиться по счетам. А у частных лиц простое желание: в новый год войти с новой квартирой, новыми потолками, – поясняет Николай. – В январе мы обычно ‘дорабатываем’ декабрь, в феврале наступает затишье».

В этом году февраль выдался особенно тихим. За ним последовал не менее тихий март. Чтобы пережить непростое время, пришлось не только поработать над внутренней эффективностью компании, урезав, где это было возможно, издержки, но и придумать новые фишки: «Мы открыли, например, дисконт-центр, куда вывели самые простые китайские потолки, которые раньше не делали, по минимальным ценам».

Во втором квартале ситуация начала стабилизироваться: банки стали снижать ставки по кредитам для бизнеса, государство, стремясь поддержать строительную отрасль, запустило программу господдержки ипотечного кредитования. Рынок стал оживать. Сократились и расходы компании: закупочные цены, вслед за валютой, «откатились» назад.

«Есть намерение? Соверши действие!»

Для начинающих предпринимателей совет у Николая Лобусова один: «Предпринимайте! И не бойтесь предпринимать! Абсолютно не важно, что именно вы предпримете, главное – если решили – не останавливайтесь. Я давно вывел для себя такую формулу: вся жизнь – это лестница. И первая ступенька – самая высокая. Чтобы увидеть следующие две, нужно забраться на первую.

Есть намерение? Соверши действие – и тогда ты увидишь перспективу. Пока ты сидишь возле этой первой ступеньки и мечтаешь, ничего не произойдет».

Меньше всего, по мнению нашего героя, сегодня нужно бояться кризиса. Ведь это, как он убедился по собственному опыту, отличное время для старта бизнеса, время возможностей. «Конечно, пробиваться будет трудно. И работать придется круглыми сутками. Но есть у спортсменов такая поговорка: ‘Слабый может стать сильным, ленивый – никогда’».

Анна Масленникова,
Газета Дело
      


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело