Газета Дело

В третьей статье из цикла, посвященного бизнес-идеям, мы рассмотрим, какие из предлагаемых сегодня франшиз имеют перспективы для развития в Иркутске. Проекты оценивают местные эксперты -- действующие франчайзи и консультанты по продаже бизнеса

СВОЕ ДЕЛО

Одеть и накормить

Для открытия бизнеса в сфере торговли и общепита можно использовать уже налаженные и раскрученные схемы

Идею для запуска собственного бизнеса можно "позаимствовать" (как это делается в большинстве случаев), либо купить. Именно на принципе покупки идей основан франчайзинг. Правда, здесь предприниматель (франчайзи) приобретает не просто идею, а налаженную схему бизнеса и помощь франчайзера (продавца) в раскрутке проекта.

В третьей статье из цикла, посвященного бизнес-идеям, мы рассмотрим, какие из предлагаемых сегодня франшиз имеют перспективы для развития в Иркутске. Проекты оценивают местные эксперты -- действующие франчайзи и консультанты по продаже бизнеса.

Франчайзинг -- сам по себе бизнес, в котором франчайзер (владелец готового бизнеса) продает схемы этого бизнеса (франшизы) другой независимой компании или предпринимателю. Зарабатывают на продаже уже раскрученной и обкатанной модели бизнеса не только известные во всем мире бренды (например, McDonald's или Incanto), но и марки, популярные только в родной стране франчайзера. На предложения последних как раз и стоит обращать внимание, считают эксперты. "В этом случае нет накруток за узнаваемость бренда, которые могут достигать 70% стоимости франшизы, -- замечает руководитель ООО "Пересвет" (продажа, оценка бизнеса) Сергей Мокрецов. -- Вообще популярность бренда не сильно работает в регионах, так что переплачивать за это однозначно не стоит".

Возникает резонный вопрос: если раскрученность бренда особой роли в регионах не играет, не проще ли купить готовый бизнес? Эксперты отвечают, что не всегда. "Успешный бизнес не предложат на продажу по сходной цене, -- уверен Сергей Мокрецов. -- Его стоимость будет очень высокой. С хорошим дисконтом предлагается, как правило, проблемное дело. И относится это не только к региональному бизнесу. Сейчас продается много неудачных предприятий, открытых в регионе по франшизе. Как правило, это проекты из люкс-сегмента, который во время кризиса, как известно, очень пострадал".

С ним соглашается руководитель консалтинговой компании "Бизнес-Эксперт" Олег Змановских. "Главное не то, каким образом создавалось дело -- по франшизе или с нуля, главное -- его жизнеспособность, -- говорит Змановских. -- Успешные бизнесы в любом случае стоят приличных денег. Если сравнить среднюю стоимость готовой компании, выставленной на продажу иркутскими предпринимателями, и франшиз, то первое обойдется дороже".

К примеру, сейчас кафе в центральном районе Иркутска с годовой чистой прибылью в 3,8 млн руб предлагается за 8,5 млн руб. При этом собственных активов у предприятия нет, недвижимость в аренде. "Это предложение по стоимости дороже даже франшизы McDonald's, -- удивляется Павел Новоселов, старший менеджер сети Subway (фаст-фуд) в Иркутске. -- В то же время, за популярность McDonald's платить стоит, а за имя местечкового кафе -- вряд ли". Правда, он отмечает, что для инвестиций в проект даже под вывеской McDonald's сейчас не самое подходящее время -- оборот ресторанов быстрого питания с осени прошлого года снизился в среднем на 80%.

Менее затратные варианты -- к примеру, бизнес в сегменте розничной торговли молодежной женской одеждой -- предлагается купить за 750 тыс руб. В эту цену входит только право арендовать бутик площадью 28 кв.м, "наработанная клиентская база" и товар на сумму в 300 тыс руб. Собеседники также посчитали такую цену неразумной.

Несмотря на спад в сегменте общепита, эксперты среди представленных им на выбор предложений франшиз отметили именно предложение сети фаст-фуда, в сегменте эконом-класса. Бизнес сети Corn House представляет собой сеть специализированных передвижных фургонов по продаже вареной кукурузы в стаканчиках. Минимальную стоимость франшизы собственник оценил в $4,5 тыс на каждую торговую точку. Взамен франчайзер обещает бесплатно предоставить техническую поддержку (фургоны и оборудование с технологией особой обработки, заморозки и приготовления кукурузы), доставку продукции, обучение персонала и рекламное продвижение бренда. Роялти (ежемесячный платеж за использование франшизы, -- прим. СИА) составит $20 на каждую торговую точку. Срок окупаемости бизнеса, по расчетам франчайзера, -- 3-6 месяцев.

Павел Новоселов и представитель сети пиццерий "Домино" в Иркутске оценили эту франшизу как вполне жизнеспособную, а сроки окупаемости реальными. "Corn House находится в самом низком ценовом сегменте фаст-фуда. Именно в этой нише падение спроса наименее ощутимо: люди стали экономить на еде. Между тем сама ниша дешевого фаст-фуда в Иркутске толком не освоена: сетей нет, только мелкие местные заведения, -- рассуждает Павел Новоселов. -- Так что конкуренция минимальна. Однако нужно учесть и сопутствующие затраты -- на аренду участка, где будут располагаться торговые фургончики, зарплату продавцов и т.п. Они увеличат финансовую нагрузку на каждую точку еще как минимум на 50 тыс руб". Тем не менее, это вполне бюджетный вариант: к примеру, на открытие в Иркутске сети Subway владелец, по информации газеты "Дело", потратил 2,5 млн руб на покупку франшизы и до 50% от этой суммы -- на оборудование, аренду трех павильонов, расходы в первые пару месяцев на зарплаты сотрудникам и т.д.

Только нужно понимать, что покупка франшизы не гарантирует стопроцентного успеха, если предприниматель не собирается вникать в тонкости выбранной отрасли, замечает Сергей Мокрецов. "Франчайзер, конечно, обязан провести для покупателя франшизы маркетинговое исследование в регионе. Но даже самые оптимистичные итоги анализа не означают, что бизнес автоматически пойдет "как по маслу", -- объясняет Мокрецов. -- Несмотря на то, что покупатель франшизы приобретает готовую модель бизнеса, ему предстоит тщательно разобраться в деталях проекта. И так как мы говорим о бюджетном стартапе, на первых порах он, скорее всего, будет сам исполнять функции управляющего".

Также положительные отзывы от иркутских бизнесменов получили предложения франшиз из сегмента одежных брендов. Причем преимущественно марки среднего и эконом-класса. Мы вынесли на суд экспертов предложение от марки Top Secret -- известного на западе бренда женской и мужской одежды в средней ценовой категории. Собеседники первым делом поинтересовались, присутствует ли бренд в регионе. Узнав, что в Иркутске марка не представлена, условия франчайзера позволяют получить маржу в 200%, а минимальные инвестиции на первом этапе не превышают 1 млн руб, опрошенные эксперты (предприниматели из сферы одежного ритейла) заявили, что сами с удовольствием поработают с брендом.

"Возможность оплатить товар частично при поставке, частично -- после реализации, как предлагает франчайзер, сейчас просто бесценна, -- констатирует управляющий торговой сетью Gloria Jeans в Иркутске Ольга Усольцева. -- Рядом с этим меркнут все минусы обычной работы по франчайзингу: требования бренда к торговым площадям, оформлению залов и рекламной составляющей". Из-за этих минусов, признается Ольга, ее фирма не стала связывать себя договором франшизы с Gloria Jeans: "Требований к торговому помещению много -- площадь обязательно свыше 50 кв.м., спецоформление зала, вывеска по установленным стандартам. И никакой возможности самостоятельно "покреативить", хотя стандартная реклама сети плохо работает в Иркутске. В результате мы ограничились дилерским партнерством. А вот если бы условия поставки и оплаты товара были такими же привлекательными, как в Top Secret, можно было бы и согласиться".

СИА

Материал подготовлен к публикации Сибирским Информационным Агентством (СИА, Иркутск)






Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело