Газета Дело

Свято место пусто бывает

Крупные операторы жалуются на чрезмерную зависимость загруженности иркутских гостиниц от сезона

В 2011 году по сравнению с 2010 годом туристическоий поток вырос в регионе примерно на 13%, оценили представители Сибирской Байкальской ассоциации туризма. Всего по итогам прошлого года Иркутская область приняла более 700 тысяч туристов, среди которых иностранных путешественников было свыше 50 тысяч человек.

При этом, по словам крупных участников гостиничного рынка, если брать в расчет более-менее пригодный номерной фонд, в Иркутске работает в общей сложности 64 гостиницы. «Однако для размещения туристов можно использовать только 20% из них, – уточняет генеральный директор ООО «Гранд Байкал» Антон Процентов. – Речь идет примерно о 2,5 тысячах гостиничных номеров, в которых единовременно могут проживать около 4 тысяч человек».

В сегменте высоких по региональным меркам цен – свыше 3 тысяч рублей в сутки – в Иркутске работают отели «Звезда», «БайкалБизнесЦентр», «Солнце» и открывшийся в ноябре прошлого года Courtyard by Marriott City Center. В этот же сектор нацелилась и группа отелей Kempinski, планирующая разместить в центре Иркутска пятизвездочный отель.

Однако предложение высокого уровня в региональном центре не всегда пользуется популярностью. Основная часть гостиничного фонда – отели бизнес-класса со средним качеством сервиса и прайсами в пределах 2-3 тыс руб/сутки. В этом сегменте работают гостиницы, известные еще с советских времен: «Ангара», «Байкал Отель», «Дельта», «Европа», «Глория». Остальной гостиничный фонд Иркутска – квартиры частного сектора и мини-отели («Русь», «Академическая», «Орион», «Сантерра») со средним чеком в сутки до 2 тыс руб.

Даже в высокий туристический сезон – лето, начало осени – дефицита гостиничного сервиса нет, констатируют игроки. «Каждый желающий снять номер в состоянии найти гостиницу, которая устраивает его по месторасположению и цене, – уверены в компании  ‘Байкальская виза’. – В среднем по году спрос не превышает предложения».

«Только в высокий сезон и во время проведения крупных событий – таких, как БЭФ – городу не хватает качественного номерного фонда уровня 3-4 звезды», – знает советник директора ООО «Гранд Байкал» Сергей Евчик.

При этом конкуренция в отельном бизнесе Иркутска стабильно растет, особенно это чувствуется как раз в секторе 3-4-хзвездочных гостиниц. В случае появления новых отелей, особенно сетевых, высококлассных, конкуренция усилится в разы, опасаются игроки. И предпосылки есть: иркутский холдинг «Фортуна» еще в 2007 году объединился с Accor Group для своего проекта гостинично-развле­кательного комплекса «Пионер». По словам генерального директора ГК «Фортуна» Михаила Замаратского, сейчас партнеры продолжают вести переговоры: «Мы продолжаем формирование земельного участка и занимаемся расселением жилья. На это уйдет еще примерно год, хотя две трети участка уже подготовлены к строительству. Кроме того, группа компаний Accor параллельно намерена самостоятельно строить в Иркутске трехзвездочный Ibis».

Новое строительство планирует и гостиничный комплекс «Ангара». «Уже готов проект строительства и бизнес-план 12-этажного отеля. На данный момент продолжается поиск инвесторов, – рассказывает генеральный директор ОАО ’ГК ‘Ангара’ Валерий Островский. – Дополнительный номерной фонд будет небольшим, в основном люксы и апартаменты. Зато будет несколько конференц-залов, ресторанов, бассейн, офисные помещения, фитнес-зал и подземная автостоянка. Весь комплекс услуг, соответствующий уровню пятизвездочного отеля».

Практически все гостиничные проекты, даже расположенные в самом центре города, зависят в первую очередь от туристов, приехавших на озеро Байкал. Участники рынка разводят руками: «Это неизбежно. Но город мог бы существенно увеличить поток туристов, приезжающих на Байкал, что, в свою очередь, придало бы импульс новым крупным проектам в гостиничной отрасли. Тогда возможна нормальная загрузка даже с учетом планов коллег. Хотя бы в пиковый сезон. Но остается вопрос, что делать зимой». Опасения местных коллег разделяют в Courtyard by Marriott: «У компании более 3,5 тыс отелей по всему миру, но именно в Иркутске разница между заполняемостью гостиниц в сезон и несезон разительно велика».  

Тем не менее, в агентстве по туризму Иркутской области полагают, что среднегодовую заполняемость гостиниц в Иркутской области реально увеличить с текущих 30% до 50%, и тем самым нивелировать сезонные колебания. С этой целью в области реализуется программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Иркутской области на 2011-2016гг.», которая предусматривает создание на территории региона пяти туристских кластеров, в том числе в Иркутском районе. Потенциальный поток туристов чиновники оценивают примерно в 1,5 млн человек в год.

Ирина Дёмина, Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело