Газета Дело

В тридцать лет уже нужно

В последнее время часто приходится читать или слышать, как кто-то «сгорел от рака» буквально за несколько месяцев. Нередко это обеспеченные люди, которые могут позволить не экономить на своем здоровье. С вопросом, как такое возможно и есть ли способ диагностировать болезнь на более ранней стадии, корреспондент Газеты Дело обратился к заведующему отделом эндоскопии Иркутского областного диагностического центра Владимиру Неустроеву.

Эндоскопия – способ осмотра внутренних органов при помощи специального аппарата, который вводится в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот, в бронхи и легкие — через нос, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, в толстую кишку – через анальный канал. Современная эндоскопия играет особую роль в распознавании ранних стадий многих заболеваний, в особенности — онкологических.

– Владимир Геннадьевич, действительно ли такая страшная болезнь, как рак, может проявляться только на последней стадии?

– Все верно. Рак желудочно-кишечного тракта на ранних стадиях ничем себя не проявляет. В том и опасность: симптомов никаких нет – боли человек не чувствует, вес не теряет, рвоты нет, температуры повышенной тоже не наблюдается.

На ранних стадиях эта болезнь часто обнаруживается случайно. Или – что, к сожалению, случается реже – при тщательной заботе о своем здоровье.

А когда боли начинаются, велика вероятность, что рак уже неоперабельный. Такой ситуации можно избежать, если проверяться вовремя. Диагностика позволяет или предупредить болезнь, или, по крайней мере, «захватить» ее на ранней стадии.

– Вовремя – это как? Раз в год? Чаще?

– Есть, конечно, стандартный рецепт, принятый Всемирной организацией здравоохранения: гастроскопию начинать делать в 40-45 лет, колоноскопию – в 45-50 лет, даже если вас ничто не беспокоит.

Но на деле все очень индивидуально. Если ближайшие родственники болели раком (неважно чего, но, в первую очередь, конечно, желудочно-кишечного тракта), то начинать нужно как можно раньше.

– В тридцать?

– Допустим. Здесь работает правило – чем раньше, тем лучше – поскольку при таких заболеваниях наследственность четко прослеживается.

Для того чтобы рак развился в организме от самой ранней до последней стадии, когда появляются симптомы, должно пройти около пяти лет. До стадии, на которой рак еще операбелен, болезнь развивается около трех лет.

Вот раньше среди всех видов рака пищеварительной системы превалировал рак желудка. Сейчас существенно выросло количество пациентов с раком толстой и прямой кишки. Поменялся у населения образ жизни, питания. И не в лучшую сторону.

После определенного возраста и на фоне ряда заболеваний, в частности, гастритов –необходимы более частые обследования. В рак могут трансформироваться полипы кишки, если с ними не бороться. К полипам мы относимся агрессивно. Сразу рекомендуем удаление. Доказано, что 95% всех случаев патологии толстой кишки развивается через последовательность «полип-дисплазия-рак-развитой рак». Поэтому если при ФГС или при колоноскопии обнаружился полип, его прямо во время исследования аккуратно, не повреждая стенку органа, уберут, а после отправят на биопсию – определить, злокачественное образование или доброкачественное.

– Получается, что банальный гастрит ­– уже показание для более частого обследования?

– Определенные его виды – да.  Доказано уже, что наличие в организме инфекции «Нelicobacter pylori» располагает к развитию патологических заболеваний желудка.

Так вот, если у человека гастрит, мы отправляем его к гастроэнтерологу. Там уже определяют наличие или отсутствие у него этой инфекции, назначают лечение. После курса лечения гастрит у пациента прогрессировать не будет. Если же ничего не делать, гастрит продолжит развиваться. Есть вероятность, что со временем перейдет в рак. Не в 100% случаев, конечно – гастрит бывает разной патогенности штаммов.

Тем не менее, убрать состояние, которое располагает к развитию рака – крайне важно. Те же полипы толстой кишки, например. Предотвратить серьезное заболевание – это самый лучший вариант.

– Если полностью предотвратить серьезную болезнь не удалось, чем поможет частая эндоскопия?

Развитие рака – так называемый, канцерогенез – можно прервать, если обследоваться вовремя.

У нас есть пациенты с жуткой наследственностью: когда мама, папа, дяди… большинство родственников умерли от онкологических заболеваний. Но, находясь под постоянным наблюдением, проходя каждый год обследования, они не позволяют появиться даже самым первым признакам зарождения болезни. А если, бывает, год пропустили и какие-то критические изменения появились, мы их на этом этапе еще можем убрать.      

– Каким образом проводится исследование?

Обследование проводится через естественные отверстия: вводится  эндоскоп и идет осмотр всех отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). При гастроскопии осматривается верхний отдел ЖКТ – это пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка. При колоноскопии осматривается толстая кишка и часть тонкой кишки. Сегодня существуют самые разные приборы, которые позволяют, к примеру, рассмотреть тонкую кишку, которая долгое время была «закрытой зоной» для исследований. Есть специальные аппараты для операций на органах панкреато-билиарной системы (поджелудочная железа, желчевыводящие протоки). Есть и комбинированные приборы – ультразвуковые эндоскопы – с их помощью можно в процессе ЭндоУЗИ увидеть не только внутреннюю поверхность слизистой, но и заглянуть за пределы стенки желудочно-кишечного тракта. Это позволяет диагностировать, например, причину механической желтухи.

Уровень оборудования сейчас позволяет определить не только новообразования, но даже «неправильный» цвет слизистой. А это может быть первым симптомом.

В процессе исследования идет видео – и фоторегистрация  исследуемого органа. Но и этого недостаточно.  Проводится также биопсия – при осмотре берется слизь или отщипывается кусочек какого-либо образования. Биопсию, к слову,  в 100% случаев  делают в очень ограниченном ряде медучреждений: в Иркутске только в Диагностическом центре и в онкологическом центре. Между тем, без биопсии сегодня ни один профессионал не возьмется поставить окончательный диагноз.

Наш отдел патоморфологии и цитологии, где исследуют материалы, поступающие из отдела эндоскопии, уникален – такого оборудования больше нет ни в одной клинике нашего региона. К тому же один и тот же материал здесь проверяется сразу двумя способами – цитологически и патоморфологически, это исключает ошибки и значительно повышает качество исследования.

Как правило, в обычных лечебных учреждениях результат биопсии готов через 7-10 дней. У нас – через сутки-трое, а в критических ситуациях – и в два часа уложимся.

– Сколько времени занимает исследование? Надо ли ложиться в стационар или достаточно прийти на прием?

– Эндоскопию можно пройти в два дня: день – гастроскопия, день – колоноскопия. Если совсем некогда, можно все в одно посещение объединить. Стационар при простых исследованиях не нужен. Он необходим, если проводятся сложные исследования – ЭндоУЗИ, например, или операции в панкреато-билиарной зоне, поскольку в таких случаях нужен серьезный наркоз.

Анестезия, к слову, применяется не только при сложных исследованиях. Некоторых пациентов пугает перспектива «глотать лампочку», некоторые боятся дискомфорта. В таких случаях эндоскопию мы проводим под наркозом. Пациент весь процесс проспит, и врачу будет удобнее. У нас работает целая команда анестезиологов: они подберут такую дозировку, что пациент проснется ровно в тот момент, когда процедура будет завершена.

Анестезиологи понаблюдают за вами какое-то время. Но даже с учетом наркоза весь процесс занимает до 2-3 часов. Не больше. После наркоза в течение суток не рекомендуется садиться за руль. Мы как-то подсчитали, сколько пациентов у нас проходит обследование под наркозом – получилось немало: колоноскопию под наркозом делает 15-20% всех пациентов, гастроскопию – 10-15%.

– Владимир Геннадьевич, что важнее - высококвалифицированный специалист или самое современное оборудование?

- Врач может иметь большой опыт, но если у него будет «слепой» эндоскоп, в который ничего не будет видно – он пропустит проявление заболевания. А не очень опытный врач,  даже оснащенный великолепным аппаратом, увидит, но не поймет важность увиденного.

Поэтому должно быть и современное оборудование (потому что эндоскопия – это аппаратно-зависимая отрасль медицины), и опыт врача. Кстати, на высшую категорию эндоскопист может претендовать только после 10 лет работы по профилю. Так вот в нашем центре работают эндоскописты, у которых практика исчисляется 20-30 годами – специалистов с опытом менее 10 лет просто нет.

Отдел эндоскопии Диагностического центра оснащен видеоэндоскопами экспертного класса фирмы OLYMPUS (одного из лидеров мировой эндоскопии), подключенными к медицинской информационной системе, позводя.ющей сохранять и фото, и видео каждого исследования. Это позволяет проследить историю изменений у каждого пациента индивидуально, а также проконсультировать сложные случаи экспертами мирового уровня.   

Мария Фаизова, Газета Дело


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Сергей, технолог крупной иркутской производственной компании:

– Когда терапевт сказал, что у меня показания к колоноскопии, я решил сделать ее в первом попавшемся месте – там, где наблюдался, но врачи не смогли провести обследование, я чувствовал сильный дискомфорт.

Так как колоноскопию все-таки нужно было сделать, я через несколько месяцев решился на повторную процедуру. На этот раз стал искать хорошего врача.

Я буквально всех своих знакомых стал расспрашивать о подобном опыте. Когда мне третий товарищ подряд признался, что в одном из иркутских медцентров ему делали исследование, а он спокойно лежал на столе – я подумал: может, и мне стоит к ним пойти?

Приехал я к эндоскописту, чтобы обговорить все моменты, которые меня волнуют. Он мне сказал, что, во-первых, мало кто в городе выполняет это исследование по методике: нужно не просто «тупо» пропихивать эндоскоп внутрь (от этого и дискомфорт), надеясь, что эндоскоп сам уткнется в просвет кишки, а собирать кишку «в гармошку», по определенным признакам выясняя, где будет просвет. Он сказал, что у них постоянно проводятся тренинги японскими специалистами. И что, помимо всего, в центре есть специальный манекен, на котором они постоянно тренируются.

В общем, пришел я на исследование. Кстати, там не нужно лежать голым – выдают специальное белье. Мне поставили капельницу, выключили свет – и врач стал делать колоноскопию. Все прошло просто отлично! В итоге меньше чем за час мне сделали хромоскопию и взяли биопсию. И я окончательно убедился, что колоноскопия в руках профессионала, делающего ее по методике – процедура вполне терпимая и без общего наркоза.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело