Газета Дело

СВОЕ ДЕЛО. Cатисфакция по-иркутски

Когда в 2004 году Юрий Дорохин и трое его компаньонов открывали собственную видеостудию "Rec.production", капитала у них было только на минимальный набор съемочного оборудования. Еще было ощущение, что из "коротких штанишек" наемных специалистов они давно выросли -- хотелось уйти в свободное плавание. За семь лет студия выпустила более 3 тыс видео- и аудиоработ, организовала несколько шоу и промо-акций. А год назад "Rec.production" выдал "на гора" свой первый "полный метр" -- фильм "Сатисфакция".

В ближайших планах студии -- "полный выход на полный метр": из "коротких штанишек" рекламы они тоже выросли. Репутация и, как следствие, деньги инвесторов -- есть. Но пока нет идеи, ради которой можно рискнуть и собственным именем, и чужими деньгами.

Юрий Дорохин, один из основателей "Rec.production", выбирает день и время интервью по принципу "если нет выездной съемки". Место для встречи -- поближе к работе, на первом этаже гостиницы "Иркутск", куда компания переехала в начале года. Единственный телефон, указанный на сайте студии -- сотовый Дорохина. Создается впечатление, что 24 часа в сутки он занят только работой. "Действительно, бывает, что все сутки посвящены работе, -- присоединяется к беседе Андрей Закаблуковский, соучредитель компании и оператор студии. -- А бывает как вчера -- пара часов и заказ выполнен". "Но это же любимая работа, -- вставляет Дорохин. -- Ею можно заниматься и все 25 часов в сутки".

Дорохин и Закаблуковский поняли это, еще не окончив первого курса журфака Иркутского госуниверситета, когда ушли на практику в отдел кинопроизводства ИГТРК, да так там и задержались -- не вернулись в вуз и остались без дипломов. "Потом были замечательные 15 лет на АИСТе, -- вспоминает Дорохин. -- Я все эти годы провел на телестудии, а Андрей успел пожить, поработать в Москве, и вернуться на родину".

К тому времени стало очевидно, что должности наемных специалистов они переросли. И в 2004 году с еще двумя компаньонами -- Анной Матисон (сценарист, режиссер монтажа) и Олегом Малышевым (актер, продюсер) -- открыли студию "Rec.production". Первой инвестицией в дело стала покупка съемочного оборудования за $40 тыс.

Сколько понадобилось времени и проектов, чтобы окупить первые вложения, компаньоны не помнят: "Первое время траты шли одна за другой, необходимо было докупать "свет", монтажное оборудование, арендовать павильоны и студию, платить актерам, -- перечисляет Закаблуковский. -- Отследить возврат вложенного сразу же было довольно сложно. По прошествии нескольких лет -- тем более".

Сейчас ежемесячные расходы компании -- на аренду студии, зарплаты штатным сотрудникам и т.п. -- достигают 300 тыс руб. "К этой цифре уже плюсуются траты по конкретному проекту. Обычно расходы начинаются от 30% той суммы, которую заказчик готов заплатить. А достигать они могут и 90% от гонорара, -- говорит Закаблуковский. -- Хорош или не хорош 'выхлоп', зависит уже от суммы заказа в абсолютных цифрах".

При этом собеседники просят не забывать, что клиент в провинции платить не любит. "Сегодня уже полегче воспринимается стоимость нашей работы. А вот в 'милые' 90-е неудивительно было, когда заказчик, задумчиво рассматривая смету, бросал что-нибудь вроде 'Ну, у меня сын тоже на компьютере умеет...', -- смеется Дорохин. -- С такими мы мягко, но решительно расстаемся".

В общей сложности "расставаться" приходится с 10% всех обратившихся клиентов, признаются собеседники. "Как правило, по причине 'непробиваемости заказчика'. Деньги, вернее, их малое количество -- не причина, -- уточняет Андрей. -- Какая сумма есть у клиента, под такую и будет 'заточен' проект -- пятнадцать тысяч рублей, двадцать... -- неважно".

Экономить, по словам компаньонов, можно на любом этапе: начиная от локейшена (от англ. location -- дислокация; место съемок) и заканчивая выбором актеров. "Я вам сейчас покажу пару роликов, где 80% бюджета составляет гонорар актеров, -- Дорохин открывает рекламу каких-то мясных полуфабрикатов с Белоголовцевым и Бочаровым в главных ролях. -- Три ролика -- и несколько десятков тысяч долларов только на вознаграждение, не считая билетов Москва-Иркутск-Москва бизнес-классом, проживание и все остальное по райдеру. Конечно, незвездные актеры обойдутся дешевле".

Минимизировать расходы, кстати, помогает то, что Иркутск -- родной город, в котором "и стены помогают". "Понадобился нам вертолет для съемки в Оеке -- пожалуйста. Связи -- действительно большая вещь, -- напоминает Дорохин. -- Хотя иногда для решения проблемы нужно проявить и находчивость. К примеру, перекрыть улицу Байкальскую для съемок эпизода в 'Сатисфакции' нам не удалось, несмотря ни на какие знакомства. Помогли интервью, вовремя данные в несколько крупных иркутских газет".

Кстати, возможность снимать свой первый "полный метр" видеостудия получила благодаря некоммерческой съемке видео на песню Евгения Гришковца "Настроение улучшилось". "Продюсер Александр Орлов на основе сценария и этого клипа принимал решение, доверить нам судьбу 15 млн руб или не стоит, -- рассказывает Дорохин. -- Так что эти съемки 'для души' вполне можно отнести в графу 'инвестиции', которые окупились. За работу над 'Сатисфакцией' мы денег тоже особых не получили, но этот фильм сделал нам репутацию, под которую инвесторы уже готовы вложить средства. Просто пока мы не видим достойной идеи. Историй хороших нет".

На данный момент студия продолжает снимать рекламные ролики и мини-фильмы на заказ. Но при этом находит время для того, чтобы делать некоммерческие клипы на понравившиеся композиции. "Конечно, доля заказов, которые кормят, в бюджете студии не изменилась, -- замечает Дорохин. -- Зато после выхода фильма коммерческие заказы стали более крупными и дорогими, поэтому нам удалось уменьшить их количество, сохранив при этом объемы выручки".

Удивительно, но в штате "Rec.production" по-прежнему числится шесть человек. "Остальных специалистов мы берем сессионно -- на конкретный проект. Иной раз нам необходимо до 50 человек, -- делится Дорохин. -- Когда нам предстоит особо сложная работа с графикой или звуком, обращаемся к нашим друзьям и бывшим коллегам -- Малышев и Немиров открыли свои собственные студии".

Дорохин убежден, что работать нужно по возможности с профессионалам, а в его деле штат для этого раздувать не требуется. "С фрилансерами сотрудничать выходит даже рентабельнее, -- замечает собеседник. -- У нас даже бухгалтер на аутсорсинге".

В ближайших планах студии -- обновить съемочное и монтажное оборудование. "Апгрейд нужно делать каждые пять лет, -- объясняет Закаблуковский. -- А это 2 млн руб. Видимо, придется брать кредит".

Мария Фаизова, газета "Дело"


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело