Газета Дело

Поиски «дна» продолжаются. Что ждет иркутский авторынок в 2016 году

По предварительным данным, автомобильный рынок Иркутской области «просел» в 2015 году на 42%. Дилеры надеются, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, в 2016-м падение будет не таким сильным, и ищут новые «точки роста», делая ставку на продажу подержанных автомобилей и сервисные услуги.

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

«Хотелось бы увидеть дно»

Российский авторынок по итогам 2015 года упал на 35,7% – таковы данные Ассоциации европейского бизнеса. Продажи новых автомобилей падают третий год подряд, и в прошлом году составили 1,6 млн автомобилей. 

По словам Азата Тимерханова, руководителя пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2016-м стоит ожидать дальнейшего падения продаж новых легковых автомобилей в России – на 15-20%. «Рынок напрямую зависит от экономики, а она продолжает испытывать рецессию, – поясняет эксперт. – Более того, пока даже нет предпосылок для позитивных тенденций в российской экономике. Цены на нефть, к которым она привязана, падают, рубль слабеет… Это значит, что стоимость автомобилей продолжит увеличиваться, а доходы населения будут и дальше снижаться».

Иркутский авторынок испытывает на себе действие все тех же отрицательных факторов. В 2015 году в Приангарье было продано, по предварительным данным, 10 178 новых легковых автомобилей – на 42% меньше, чем годом ранее. И чудес от наступившего 2016-го местные автодилеры не ждут.

«В целом, ситуация в экономике в текущем году будет гораздо хуже, чем в прошлом, – считает Петр Хомяков, соучредитель ГК 'Первая автоколонна'. – Весь ‘жирок’ мы уже ‘проели’ в 2015-м. Доходы населения продолжат снижаться, рубль – обесцениваться, потребление будет падать во всех отраслях, и авторынок не исключение. По итогам года рынок может упасть еще на 20-25%».

Менее пессимистичен в прогнозах коммерческий директор ГК «Агат-Авто», эксперт по авто- и моторитейлу Эдуард Борисов. «Предполагаю снижение продаж на 10 – максимум, 15%. Рынок сильно провалился в прошлом году, в этом хотелось бы уже наконец-то увидеть дно», – делится он.

Цены выше, брендов меньше

Если автодилеры мечтают увидеть «дно кризиса», то потребители грезят о доступных ценах на новые автомобили. С учетом продолжающейся девальвации, в 2016 году этой мечте вряд ли суждено сбыться.

«В первой декаде января 17 компаний уже провели корректировку цен в сторону увеличения по ряду моделей, – говорит Азат Тимерханов, 'АВТОСТАТ'. – Этот процесс будет продолжаться и дальше, потому как в 2015 году цены на автомобили выросли на 20-25%, а рубль обесценился к доллару вдвое. Производители будут повышать цены на свои автомобили, чтобы прийти к равновесию, но это будет происходить постепенно».

Как отмечает Эдуард Борисов, многое в ценовой политике брендов, как и прежде, будет зависеть от уровня локализации. Арифметика проста: чем меньше производство «привязано» к курсам валют, чем меньше импортных комплектующих, тем более свободен бренд в своих ценовых решениях.

«Бренды с высоким уровнем локализации будут держать цены до последнего, – убежден эксперт. – Все, что уже произведено по старому курсу, нужно продавать. Если сегодня поднять цену, и все эти автомобили останутся на складах, дистрибьюторы могут понести куда большие убытки, чем на курсовых разницах. Что касается брендов, которые не имеют собственного производства в России, то они будут вынуждены поднимать цены и дальше. Повышение может составить до 30%. Разумеется, это будет вести к дальнейшему снижению продаж данных брендов и уровня их конкурентоспособности».

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

Все это, разумеется, приведет к изменению ландшафта рынка. «У кого доля отечественных компонентов высока – тот останется. ‘Импортным’ брендам будет гораздо сложнее: цены будут расти – продажи, соответственно, падать», – считает Петр Хомяков, «Первая автоколонна».

«На рынке за Уралом половины брендов скоро не будет, – уверен Эдуард Борисов. – Может, в центральной части России останутся маленькие дистрибьюторы, как это было раньше, в начале 2000-х, а у нас в Иркутске ландшафт рынка изменится, и довольно сильно».

Господдержка, сервис и подержанные авто

Покупательское поведение, отмечают дилеры, продолжает меняться. Люди все более взвешенно подходят к решению о покупке автомобиля. Даже люди со средствами сегодня все чаще задумываются: так ли нужно им новое авто?

По мнению Петра Хомякова, премиум-сегмент, до сегодняшнего времени чувствовавший себя более стабильно, чем рынок в целом  (в 2015-м продажи упали на 10-15%), в 2016-м не избежит общей участи. «Можно ожидать падения продаж на 20-25% (в штуках)», – прогнозирует соучредитель ГК «Первая автоколонна».

«Сейчас все салоны живут в жестких рыночных условиях. Раньше ты мог поставить салон на трафике и за счет этого сильно поднять свои продажи. Теперь это не работает», – рассказывает Эдуард Борисов.

«В Европе средний срок владения автомобилем составляет 7 лет. У нас в России автомобили меняли каждые 3-4 года. Теперь этот срок увеличивается и, я думаю, придет со временем к общеевропейским показателям», – говорит Петр Хомяков.

Разогреть спрос на рынке не смог даже недавний обвал рубля. «За декабрь 2015-го – январь 2016-го мы ощутили, что явного ажиотажа в связи с повышением курса (как это случилось в декабре 2014-го) не было. Видимо, финансовая ситуация поменялась достаточно серьезно», – считает Эдуард Борисов.

Такого же мнения придерживается и Петр Хомяков: «Кто хотел – тот уже купил автомобиль. Паники у населения уже нет. А главное – нет денег, – говорит он. – Потребность, может, и есть, а возможности ее реализовать нет».

В таких условиях дилерам остается продолжать оптимизацию своих издержек, уповать на меры господдержки, которые в прошлом году спасли продажи многих марок и которые, к счастью, решено продлить на 2016 год, и искать новые точки роста.

ГК «Агат-Авто», например, делает ставку на продажу подержанных автомобилей, которые, по словам Эдуарда Борисова, пользуются все большим спросом у покупателей, умеривших свои аппетиты:

«Двух- или трехлетний Nissan X-Trail стоит до миллиона рублей, а новый – полтора миллиона. Есть разница? Если год назад доля продаж б/ушных авто у нас составляла 15%, то сегодня доходит уже до 30%».

Как говорит Эдуард Борисов, люди уже психологически готовы приходить за б/ушным автомобилем в салон, а не покупать его «с рук», через интернет. «Они понимают, что переплачивают некоторое количество денег, покупая подержанный автомобиль в салоне, но осознают, что это – плата за гарантию проверки автомобиля, его технического состояния, за комфортные условия его приобретения».

ГК «Первая автоколонна» возлагает большие надежды на сервисные услуги. «В 2015-м это направление выросло на 15-20%. Думаем, что в 2016-м сервис также продолжит расти и поддержит бизнес. В 2014-м мы продали большое количество автомобилей: есть что обслуживать, – говорит Петр Хомяков. – Прорвемся. Это не первый кризис, бывали времена и похуже».

Анна Масленникова,
Газета Дело

Кто уйдет, а кто останется?

Азат Тимерханов, аналитическое агентство «АВТОСТАТ», поделился своим мнением о судьбе автомобильных брендов на российском рынке.

– Корейские Hyundai и KIA, которые на пару заняли уже более 20% российского авторынка, вероятно, продолжат наращивать свою долю. Конечно же, основной секрет такого отрыва от прямых конкурентов в ценовой политике. Кроме того, у них довольно широкий модельный ряд и приемлемое качество.

АВТОВАЗ тоже в состоянии нарастить рыночную долю, но многое будет зависеть от того, как выдержат конкуренцию новые модели LADA – Vesta и XRAY. В итоге в 2016 году две трети авторынка России может достаться всего двум группам – АВТОВАЗ-Renault-Nissan и Hyundai-KIA. Среди прочих более-менее значимых игроков российского рынка уверенно держатся лишь Toyota и Volkswagen со своим младшим чешским «братом» Skoda.

О сокращении присутствия на рынке РФ можно говорить в отношении Honda – дилеры теперь будут работать напрямую с японским офисом. То же самое касается и премиального подразделения – Acura. Вполне возможно, что это своего рода «мягкий» уход с рынка.

Также в «зоне риска» находятся марки, которые ввозят всю линейку своих автомобилей из-за рубежа и демонстрируют значительное падение продаж, к примеру, SsangYong, Suzuki, Chrysler, Jeep. В этом случае их стоимость очень сильно зависит от колебаний валютного курса и серьезно сказывается на цене продаваемых машин.

Совсем плохи дела у французских Citroen и Peugeot, которые хотя и имеют собственный завод в России, но продают по 300-400 машин в месяц. Сложна перспектива на сокращающемся рынке у Mitsubishi, Mazda и Volvo. Среди китайских брендов более-менее твердо чувствуют себя лишь Geely и Lifan, а остальные марки из КНР несут огромные потери.




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело