Газета Дело

Электронное обучение – залог безопасности на производстве

Подготовка персонала в области охраны труда и безопасности производства – важная задача, стоящая перед руководителями предприятий различных отраслей промышленности. Электронное обучение по данным направлениям, за счет интерактивности и индивидуального подхода, позволяет сотрудникам более эффективно получать необходимые знания. Использование электронных образовательных технологий на предприятии позволит руководителям минимизировать затраты по сравнению с очным обучением сотрудников в сторонних организациях.

Обучать – обязаны!

Обучение персонала в области промышленной безопасности, охраны труда и пожарной безопасности является важной задачей, стоящей перед руководителями организаций. Не секрет, что подавляющее число аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве вызвано не отказами техники, а человеческим фактором. Недостаточная обученность персонала зачастую приводит к человеческим жертвам и большому материальному ущербу.

Государственная политика в данной сфере заключается в создании системы постоянной подготовки, обучения и проверки знаний работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

Основная роль в этой системе отводится непосредственно предприятиям, руководители которых обязаны организовывать и проводить обучение своих сотрудников.

Статья 225 Трудового кодекса РФ гласит, что все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Более подробно эти требования раскрывает Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»: обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

В области промышленной безопасности Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» четко указывает, что для работников организации должны проводиться инструктажи, стажировка, проверка знаний для допуска к самостоятельной работе, а также подготовка к аттестации специалистов в Ростехнадзоре.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указывает, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией этих организаций. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Организация всех перечисленных видов обучения является сложным и затратным делом. Возникает необходимость оплачивать услуги учебных центров, отвлекать персонал от работы.

Справиться с этими трудностями сегодня позволяет электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий.

Электронное обучение – легитимно? 

Перед руководителем предприятия встает вопрос, насколько использование методов электронного обучения соответствует требованиям отечественного законодательства.

В статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2) описывает реализацию образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий следующим образом:

  • организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • допускается отсутствие аудиторных занятий.

Как видно, в этих документах декларирована возможность организациям самим определять долю очных аудиторных занятий в процессе обучения с использованием электронных средств, а также возможность полностью отказаться от таких занятий, что существенно упрощает и удешевляет учебный процесс.

В упоминаемом выше Постановлении Минтруда РФ, Минобразования РФ № 1/29 отмечается, что в процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

Таким образом, руководители организаций получают возможность на законных основаниях применять электронное обучение в области охраны труда, по оказанию доврачебной помощи, а также по безопасным методам и приемам выполнения работ.

Возможность применения электронного обучения актуальна и при проведении инструктажей, в частности, она упоминается (с поправкой на современный уровень развития компьютерной техники) в ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В области промышленной безопасности соответствующий приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 указывает, что аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, при этом подготовка может проводиться в организациях в очной и дистанционной формах, а также в режиме самоподготовки. Учитывая, что конкретные формы и методы подготовки может определять сама организация, электронное обучение по промышленной безопасности поставлено здесь на одном уровне с традиционными методами.

Так же однозначно определяют применимость электронного обучения и документы по пожарной безопасности. В методических рекомендациях, разъясняющих положения приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», приведено требование, что при обучении пожарно-техническому минимуму на базе персональных компьютеров применяемая программа должна обеспечивать возможность использования ее в двух режимах: обучения и тестирования.

В том же ключе регламентирует применение электронного обучения и нормативная документация по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Как видно из вышеизложенного, существующая нормативная правовая документация не запрещает, а в большинстве случаев прямо разрешает проведение обучения персонала с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Электронные курсы – эффективное обучение

В основу электронного обучения положены разработки 50-60-х годов в области программированного обучения, впервые предложенного профессором Б.Ф. Скиннером в 1954 г. и получившего развитие в работах специалистов многих стран.

Современные методы электронного обучения основываются на этих же принципах, но уже на современной материальной базе в виде компьютеров и развитых телекоммуникационных сетей.

Как же достигается эффективность при электронном обучении персонала?

В первую очередь, это возможность представления большого объема разноплановой информации, которую необходимо донести до работников и впоследствии проверить ее усвоение.

Процесс изучения определенного объема материала, как известно, характеризуется кривой обучения. В начале обучения происходит медленный прогресс восприятия информации, затем процесс интенсифицируется, обучаемый осваивает большое количество новых для него понятий, определений, правил, получая основное представление о предмете. Наконец, на третьем этапе прогресс замедляется.

Если сравнить кривые обучения для однотипного учебного материала, то можно увидеть, что самостоятельное изучение требует больше времени для входа во вторую фазу и оставляет большие пробелы в освоении материала в связи с отсутствием обратной связи. Очное обучение в этом смысле несколько эффективней, т.к. в нем есть обратная связь лектора со слушателем. Однако сам факт групповой работы над материалом не позволяет в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого обучаемого: темп восприятия информации, разную восприимчивость к тексту и графике, различный уровень начальной подготовки.

В этом контексте грамотно построенные электронные курсы, в частности, входящие в комплексную линейку продуктов компании «ТЕРМИКА», могут иметь преимущества перед традиционными способами обучения за счет сочетания сугубо индивидуального подхода с интерактивностью и наглядностью.

Наглядность играет важную роль в электронном обучении.

Доказано, что до 90% информации человек получает визуально. Здесь электронное обучение, в котором наглядность достигается за счет использования схем, рисунков, графиков и таблиц, имеет явное преимущество.

Еще одной проблемой, решаемой с помощью электронного обучения персонала, является учет особенностей контингента обучаемых. Во-первых, это, как правило, взрослые люди, когнитивные способности которых имеют свои особенности. Во-вторых, обучаемые имеют разные должностные обязанности, разный стаж работы, занимают различные должности. В-третьих, прохождение обучения не является для них основным видом деятельности, у многих зачастую не очень много времени для закрепления материала. В связи с этим современные системы электронного обучения позволяют:

  • легко скомпоновать курс для любой категории обучаемых;
  • выделить для изучения материала четко определенное количество времени;
  • подобрать нужные только данной категории контрольные вопросы;
  • задать любые критерии оценки.
  • Все перечисленное может быть организовано без отрыва от производства и со стопроцентным индивидуальным учетом обучения и контроля знаний.

Для того чтобы узнать больше о практике использования современных средств корпоративного обучения и проверки знаний работников организаций по охране труда и промышленной безопасности, а также ознакомиться с имеющимися программными и информационно-методическими разработками в данной сфере, приглашаем заинтересованные организации принять участие в практическом семинаре, который состоится 24 марта 2016 г. с 10:00 до 16:00 по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 58, конференц-зал «Южный» (Бизнес-отель «Дельта»).

Узнать подробную информацию о семинаре, а также оставить заявку можно на сайте termika.ru в разделе Семинары, по телефону (495) 956-21-01 или отправив запрос на адрес market@termika.ru.




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело