Газета Дело

Станислав Бадин, «Выход»: «Владельцы квест-комнат за конкуренцию»

Франшиза «Выход» – вторая по величине в России. Игровые локации действуют в 33-х городах, в том числе и в Иркутске. В мае 2016 года молодой предприниматель Станислав Бадин открыл на улице Александра Невского квест-комнату с четырьмя локациями. Он рассказал газете Дело о плюсах и минусах работы по франшизе, о трудностях кризисного времени, о конкуренции с другими квестами в Иркутске и о многом другом.

О старте

– Три года назад я посетил один из Иркутских квестов, и идея мне показалась интересной. Но мысль открыть свою квест-комнату появилась только через год. Я увидел рекламу франшизы западных квестов и задумался о том, чтобы начать такой проект в Иркутске.

Почему франшиза? Франшизе легче выжить на рынке: есть поддержка, отлажены процессы управления, и, в целом, проще работать. Начался долгий процесс выбора франчайзера. Велись телефонные переговоры с ребятами из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга. Взвешивал всё до мелочей - от финансовых вопросов до подхода франчайзеров к переговорам. Сразу отсеивал тех, кто выдавал сухие таблицы или отправлял смотреть условия и расценки на сайте, а слишком навязчивые собеседники казались мне подозрительными. В итоге, через несколько недель поиска и оценок я остановился на «Выходе».

«Выход» – это новосибирская франшиза, вторая в России по величине после «Клаустрофобии». Мне был важен набор сценариев. В квестах «Выхода» больше интеллекта, чем «запугивания» игроков.

Почему-то в Иркутске и других городах, где начинает развиваться квест-индустрия, все игры ассоциируются с ужасами. Это нехорошо. Да, этот жанр интересен людям, но он вызывает однотипные эмоции. Игрок думает только о том, куда бы спрятаться, а вовсе не о решении логических задач.

Мы больше нацелены на то, чтобы заставить людей поразмышлять и испытать веселье, напряжение, адреналин, а не только страх.

О помещении

– Потом мы приступили к поиску помещения, и через три месяца арендовали цокольное помещение на 220 м2 в центре города. Для нас были важны стоимость аренды и транспортная доступность.

Самым сложным был ремонт. До нас там была студия танца. Ребята оставили «творческий» беспорядок, и соседи сверху подтопили. Помещение было в весьма печальном состоянии.

На ремонт ушло больше, чем планировали: по ходу дела воплотили много идей. Например, о граффити Чеширского Кота в холле я поначалу и не думал, но оно стало запоминающимся элементом, люди, уходя после квеста, непременно фотографируются с ним.

Инвентарь где только не находили. Электронику заказывали через интернет. В одном из квестов у нас есть электрический стул, мы его заказывали у людей, занимающихся резьбой по дереву. Мне важно, чтобы всё было выполнено профессионально, чтобы было и красиво, и надежно. Людям же нужно всё подергать, покрутить в поисках разгадки. Сначала было сложно предугадать этот момент – многое ломали. Первые три месяца мы смотрели, что пытаются открутить, и приняли меры.

О франшизе

– В плане оформления мы вольны делать что угодно, жестких требований нет. Можно менять названия игр, привносить в сюжеты свои элементы. В каждом городе – своя вариация одной и той же игры, свои фишки, и мы делимся друг с другом, поскольку не конкурируем.

Помощь франчайзера заключалась в предоставлении сайта, брендбука, описания квестов, консультаций по подбору и работе с персоналом. Они предоставляют атрибуты для игр, но мы этим не пользуемся. Мы купили сценарий, изучили, пообщались с владельцами этих сценариев в других городах, и сами построили квест. Конечно, можно было пользоваться готовым продуктом, но это было бы дороже в несколько раз.

Однако я не могу назвать структуру франшизы «Выход» достаточно гибкой. Под нас никто не будет подстраиваться. Хочется больше поддержки - чтобы помогали с рекламой, продвижением. Но сеть огромная, и ты – один из десятков франчайзи. С одной стороны – здорово, что не нужно тратить деньги и время на создание и продвижения сайта, на разработку бренда, – это ведь дорого. С другой – если нам захочется как-то их переработать – мы этого сделать не сможем, поскольку не имеем права.

О трудностях

– Трудности были в начале. Во-первых, сказалась неопытность в бизнесе, во-вторых, малоизвестность на тот момент индустрии квестов в Иркутске.

Поначалу я понятия не имел, как продвигать продукт. Сейчас осознаю, что нужно было вести группы в соцсетях с самого начала. Рекламой мы начали активно заниматься только недавно, до этого всё было на уровне «сарафанного радио».

Первая локация открылась 6 мая 2016-го года. В данный момент у нас действуют три локации: «Клетка», «Мальчишник» и «Морфеус».

О кризисе

– Были опасения – открываться ли в разгар кризиса. Но, как говорится, не боятся только дураки. Просчитав риски, я решил попробовать. Квесты были новым развлечением в городе, и стоило рискнуть, чтобы потом не оказаться в хвосте. Сейчас понимаю, что предпринимателям, которые сумели открыть и поднять свое дело в кризис, потом намного проще им управлять.

О персонале

– В квестах у нас задействованы актеры. В основном это студенты, им удобен гибкий график, который мы предлагаем. А поскольку у студентов летом каникулы и практика, то возникает сезонная нехватка кадров.

В штате шесть администраторов, руководитель, заместитель директора по развитию и три актёра.

Актёров мы отбирали очень долго. Люди идут на кастинг, думая, что нужно будет просто кричать, рычать, корчиться и всё. А когда узнают, что придется играть как минимум три разных роли – отсеиваются. Далеко не у всех получается сразу, из семи человек остаются два, и их нужно научить понять и сыграть роль. Для этого я даже приглашал выпускника Иркутского театрального училища. Конечно, за два месяца невозможно стать актером, но он их научил некоторым трюкам и приемам.

О рентабельности

С мая начинается самое тяжелое для нас время; лето – мертвый сезон. Отток аудитории достигает 60 %. Я всегда смеюсь, что наши злейшие враги – шашлыки, водоёмы и солнце. Рост начинается с сентября, а пик приходится на январь.

Этой зимой при двух квестах у нас проходило порядка 15-и игр в неделю – в непиковые месяцы. Летом же, при трех квестах, если 10 игр в неделю было – уже хорошо. Чтобы не простаивать, нужно готовить что-нибудь новенькое. Есть идея по организации выездных и корпоративных квестов разных жанров с оригинальными сценариями. Нужно быть гибким, подстраиваться под рынок.

О стоимости

– Стоимость игр в «Выходе» зависит от времени проведения: в рабочие дни до 17:30 – 3000 рублей, после 17:30 – 3300 рублей. В выходные и праздники – 3300 рублей. Стоимость квеста «Морфеус» фиксированная – 3500 рублей.

Мнение о том, что в квесты играть дорого не совсем верно. Многие недопонимают, что цена указывается за команду. Стоимость квеста сопоставима с кино: сходив с партнером на вечерний сеанс с попкорном и колой, можно потратить те же деньги. Только тут герой происходящего – ты сам, а не человек на экране.

Ценообразование, как и в любом бизнесе, зависит от зарплаты персонала, аренды помещения. Ориентируемся на «среднюю температуру по больнице», сморим на рынок – чтобы мы были не ниже и не выше других игроков. Поэтому делаем скидки, проводим акции.

О фишках

– У нас действуют акции для именинников, студентов и школьников. Для первых неделю после дня рождения действует скидка 20 %. Учащимся мы даем возможность сыграть дешевле в будни, потому что понимаем, что школьники в принципе неплатежеспособны, а студенты еще зарабатывают недостаточно.

По средам у нас традиционная акция «Среда для двоих»: можно вдвоём пройти любую локацию с 50 % скидкой – она удобна тем, у кого не поучается собрать большую компанию для игры.

Кроме того, игроки могут «отжать» себе скидку. Команда выбирает человека, который отжимается и за каждое отжимание получает минус 0,5 % к цене. Теоретически можно даже бесплатно пройти квест, если отжаться 200 раз (смеется).

О жанрах

– В наших квестах нужно думать. Например, «Клетка» – технологичный триллер: 90 % загадок там построены на электронике. Но спецзнания не нужны, всё интуитивно. Прилив адреналина испытывается за счет напряженного сценария.

«Мальчишник» – единственный в городе комедийный квест, там можно расслабиться, посмеяться, поразгадывать головоломки. Тут мы немного прогадали с названием: все ассоциируют его с одноименным фильмом. Часто звонят и спрашивают, можно ли играть девушкам? Конечно можно, в игре нет ничего пошлого – даже дети могут играть.

«Морфеус» – необычный квест, полноценный перформанс. В стандартных играх люди взаимодействуют со средой, заставляют ее меняться, а в «Морфеусе» – наоборот: человек статичен, а среда взаимодействует с ним. Игрока лишают возможности видеть, - он проходит квест, ориентируясь на остальные органы чувств, которые моментально обостряются. Человек чувствует и слышит реальные вещи, полагаясь на глаза «ведущего» актёра. Вся игра происходит в его воображении. 

 О конкуренции

– На иркутском рынке развлечений долго не появлялось ничего принципиально нового. Были картинги, страйкбол, аэротруба, но это приедается. А сценариев квестов – великое множество: выбирай – не хочу. И чем больше их будет в городе, тем лучше всей индустрии. Владельцы квест-комнат за конкуренцию. Кто быстрее прорекламировался – к тому придут первым, но придут и к другим игрокам, потому что квесты затягивают, а второй раз один квест мало кто будет проходить. Поэтому нам ни в коем случае нельзя стоять на месте, нужно открывать новые локации и совершенствовать старые.

Часто квест-комнаты закрываются потому, что не справляются с оплатой аренды, это основная статья расходов. Но это не единственная причина, непонимание управленческих процессов тоже играет роль. Бывает, что предприниматель открывает квест, имея смутное преставление о нем по роликам в интернете. Поставит старый диван, замок на шкаф повесит, поставит администратора – всё, квест готов. Такие форматы рано или поздно потерпят крах. Благо, люди начинают понимать, что в квесте является показателем качества.

О планах

– В планах у нас открыть еще одно помещение по франшизе, сделать больше площадок для игр. В каталоге квестов «Выхода» 34 сценария: сказочных, мистических, страшных, комедийных... И он продолжает пополняться. На момент открытия мы выбирали те квесты, которые нам показались интересными. У нас тогда не было возможности оценить игровой потенциал иркутян. Следующие квесты будем открывать с учетом интересов аудитории.

Этот вид развлечений, я считаю, никогда не изживет себя, – есть масса направлений для развития. В будущем я вижу развитие квестов, связанных с онлайн-технологиями, полноценной актерской игрой. Очень много возможностей, чтобы удивить людей. А люди всегда будут этого хотеть

.

Стартовые инвестиции: от 800 000 рублей
Срок окупаемости: 6-12 месяцев
Месячный оборот: от 150 000 рублей
Роялти: 8-10%
Паушальный взнос: от 150 000 рублей


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело