Физлица вовсю пользуются облачными технологиями, начиная от «второй памяти» на телефоне до соцсетей. Бизнес, привыкший владеть собственными серверами, тоже переходит «в облака», причем спрос на эти услуги растет кратно. О том, какие новые технологии использует бизнес Приангарья, как справляется с обработкой увеличивающегося объема данных, Газета Дело попросила рассказать Андрея Березного, директора филиала МТС в Иркутской области.
Спрос на облака растет
«Крупные компании сталкиваются с серьезной технологической проблемой – ростом объема данных, – объясняет Андрей Березной. – Огромный массив информации нужно хранить, быстро обрабатывать и защищать от уничтожения и увода. Чем крупнее компания, тем более мощные сервера ей приходится закупать, и тем более высокий уровень ИТ-специалистов нужен для поддержки информационной системы.
Непрофильную деятельность имеет смысл отдавать на аутсорс. Компании, которые идут по пути повышения производительности, так и делают. И я согласен с этим: бизнес должен сосредоточиться на том, что умеет делать лучше всего – создавать продукты и услуги для клиентов, а не тратить время на администрирование программ и серверов.
Сегодня облачными услугами пользуется ритейл, финансовые компании, производство. По данным облачного провайдера #CloudMTS, в первом полугодии 2019 года объем хранимых и обрабатываемых в «облаках» данных в России, вырос в семь с половиной раз по сравнению с первым полугодием прошлого года. В Иркутской области облачные сервисы больше всего востребованы в отраслях ритейла (35%), дистрибуции (15%) и промышленности (50%). Российские компании переносят в облако как внутренние системы – базы данных, учетные системы, тестовые среды для разработки новых сервисов, так и внешние – интернет-магазины, клиентские онлайн-порталы,
Переход в облако – это возможность оптимизировать текущие издержки на 25-30% ежемесячно. С внедрением облачных технологий происходит значительное ускорение time-to-market. Как показывает наш опыт, облака позволяют не менее чем на 50% повысить скорость разработки и вывода новых продуктов на рынок. К примеру, облака позволяют крупным компаниям и корпорациям справиться с долгими тендерными процедурами, каждый раз проводя новую закупку. Вместо этого можно заключить договор с облачным провайдером, а далее – просто наращивать объемы услуг. Как следствие, бизнес становится более гибким и подвижным в реализации изменений и внедрении инноваций.
ИТ-инфраструктура в облаке: как обеспечить безопасность бизнеса?
Вопрос о безопасности – один из самых актуальных для пользователей. Важно помнить, что до 80% вирусов отлично живут в виртуальной среде, не нуждаясь в каких-либо модификациях. Как правило, атакующие пользуются тем, что компании недостаточно хорошо справляются с защитой расширяющихся облачных конфигураций.
Облака совершенствуются и заказчикам становятся доступны новые сервисы безопасности. Облачный провайдер способен стать для компаний «фабрикой» по безопасности, вместо того, чтобы устраивать кустарную мастерскую на собственной территории. Обращаясь к крупному провайдеру, такому, например, как #CloudМТS, заказчик может не только выбрать нужный объем вычислительных ресурсов, но и вместе с этим подключить сервисы информационной безопасности. Так, минувшей весной в партнерстве с «Лабораторией Касперского» компания МТС запустила новую для российского рынка услугу по антивирусной защите критически важных корпоративных ИТ-ресурсов, приложений и данных, размещенных в публичном облаке. Решение предоставляется по подписке, обладая одной из самых низких цен на рынке. Оно сканирует виртуальные файловые системы, распознает и блокирует вредоносное программное обеспечение, в том числе вирусы-шифровальщики, а также предотвращает сетевые атаки и фишинг. Использование подобных решений позволяет на треть снизить затраты на защиту данных по сравнению с покупкой традиционных лицензий
«Сервис «Антивирусная защита виртуальных машин» используют коммерческие компании и госучреждения, которые работают с персональными данными граждан, – рассказал Андрей Березной. – Среди них: банковский сектор, ритейл, страховые компании, организации сферы ЖКХ и здравоохранения. Они «приходят» к облачным провайдерам для того, чтобы выполнить требования 152-ФЗ «О персональных данных».
Крупные провайдеры, как правило, имеют в своих облаках аттестованные сегменты, позволяющие безопасно хранить персональные данные в соответствии с требованиями законодательства. В таком случае компаниям не нужно самостоятельно «строить» всю систему для работы с персональными данными. Например, приобретать сертифицированное оборудование, применять российские криптографические средства».
Супербыстрые вычисления экономят время и снижают затраты
Вычисления на обычных серверах постепенно уступают место высокопроизводительным системам или суперкомпьютерам. Бизнесу Приангарья стал доступен облачный сервис для высокоскоростной обработки данных на базе суперкомпьютера. Он способен более чем в 100 раз ускорить вычисления.
«Новое облачное решение уже апробировано российским бизнесом, – рассказал Андрей Березной, – после тестирования услугой пользуется один из крупных российских ритейлеров, известный банк, а также ряд компаний по мониторингу транспорта, которые обрабатывают большие объемы видеоконтента.
Производительность сервиса сравнима по производительности с более чем сотней обычных серверов. Благодаря этому крупный бизнес получил возможность кратно сократить время на разработку и внедрение проектов на основе искусственного интеллекта и больших данных, а технологические стартапы – в сотни раз снизить затраты на высокопроизводительные вычисления, связанные с обработкой видео, распознаванием лиц и речевыми технологиями.
Решение предназначено как для крупных заказчиков, так и для малого бизнеса и стартапов в различных сферах: в промышленности, финансах, ритейле, научно-прикладных изысканиях – там, где требуется доступ к большим вычислительным мощностям в облаке.
Digital-экосистема или умное пакетирование услуг
Многие крупные компании сегодня идут в направлении предоставления набора сервисов, их умного пакетирования для клиентов. Такой подход, по словам Андрей Березного, ценит в первую очередь крупный бизнес, которому важна скорость реакции на изменения рынка и ускорение бизнес-процессов. Например, при наличии экосистемы у одного провайдера можно будет по упрощенной процедуре заказать внедрение чат-бота, сбор, хранение и обработку больших данных, автоматическую передачу информации с удаленных объектов.
«МТС движется именно в этом направлении, формируя вокруг бизнес-клиента digital-экосистему, – рассказал Андрей Березной. – В нее уже сейчас входят не только ИТ-услуги, но и сервисы интернета вещей, искусственный интеллект, инструменты обработки больших данных, кибербезопасности, облака и телеком. Экосистемный подход лежит в основе обновленной стратегии нашей компании до 2021 года.
Сейчас более 60% наших клиентов пользуются комплексом ИТ- и телеком-услуг. Например, сейчас заказчики могут воспользоваться одновременно и облачными ресурсами, и защищенными каналами связи, и все это в рамках одного договора.
В Иркутской области с развитием облачного бизнеса мы связываем глобальные планы по выходу МТС на принципиально новый уровень в качестве провайдера цифровых услуг. За последнее время мы значительно укрепили свои позиции на рынке облаков за счет развития собственной облачной платформы и запуска новых сервисов, а также благодаря приобретению одного из крупнейших в России провайдеров «ИТ-Град». Мы продолжаем развиваться: сейчас мы работаем над контейнерными сервисами, которые обеспечат возможность быстрого развертывания приложений в облаке и внедрения современных подходов, таких как микросервисные архитектуры».