Газета Дело

Алексей Соболь, ТПП ВС, – о поддержке бизнеса в эпоху пандемии

Идет пятый месяц пандемии, предприниматели работают в условиях жестких ограничений. Торгово-промышленная палата Восточной Сибири с самых первых дней встала на защиту бизнеса. Благодаря в том числе ее усилиям был расширен список отраслей, признанных пострадавшими от пандемии коронавируса в Иркутской области, приняты льготы по региональным налогам, достигнуты договоренности между арендаторами и арендодателями. Предприниматели считают, что власть могла бы сделать и больше, но в то же время признают, что они были услышаны. Как, несмотря на эмоции, конвертировать отчаяние в конструктив? Сохранится ли контакт бизнеса и власти после того, как ситуация стабилизируется? Об этом Газета Дело спросила у Алексея Соболя, президента Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири.

Было ясно: всем придется нелегко

Работа ТПП ВС по поддержке бизнеса началась с организации в марте рабочей группы при Палате.

– Мы не стали формализовать деятельность рабочей группы, – говорит Алексей Соболь, – просто пригласили представителей малого и среднего предпринимательства, общественных организаций, представителей банков, налоговой инспекции и, конечно, органов власти на нашу площадку. В ТПП рабочая группа обсуждала, какие меры поддержки необходимо было принять прежде всего на региональном уровне.

– Действительно, мы оказались той структурой поддержки бизнеса, которая, может быть, раньше всех взялась за выработку мер, необходимых для того, чтобы помочь, прежде всего, малому и среднему бизнесу. Еще в марте – начале апреля было понятно, что всем придется очень нелегко. Наша работа продолжается и сейчас, в частности, многие представители Палаты лично принимают участие в заседаниях оперативных штабов и деятельности межведомственных координационных советов при органах исполнительной и законодательной власти Иркутской области по вопросам состояния экономики, бизнеса и поддержки предпринимателей.

Подтолкнули власть к решениям

ТПП ВС предложила ряд мер поддержки, как на региональном, так и на федеральном уровне. Часть из них были приняты в работу органами власти.

– Мнений – от абсолютно разумных до самых радикальных – было множество. В результате обсуждений начали рождаться предложения для региональной власти, для депутатского корпуса, для наших представителей в Госдуме, в Совете Федерации, для контрольно-надзорных органов. Надо отдать должное: и врио губернатора, и правительство региона, и депутатский корпус отнеслись к нашим инициативам очень внимательно. Всем было совершенно понятно, что ситуация в бизнес-среде ухудшается. А чем больше проблем возникает у бизнеса, тем сложнее, напряженнее становится и социально-экономическая ситуация, тем больше различных мер поддержки и помощи требуется от региональной власти, в том числе и из бюджета, а бюджет в этом году сокращается существенно.

Власть, конечно, принимает меры поддержки, но мы её к принятию этих мер подталкиваем – и очень настойчиво – вместе с нашими коллегами из «Опоры России», «Деловой России», Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Важная работа была проведена в части получения разрешений на возобновление деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате наших многочисленных обращений,  выступлений на штабах удалось добиться постепенного открытия ряда торговых центров и многих организаций, представляющих различные сферы бизнеса: туризма, индустрии красоты, общепита; сняли ограничения с компаний, занимающихся обслуживанием автотранспорта, курортной деятельностью, оказанием медицинских услуг, в частности стоматологических клиник и многих других. К сожалению, пока не удалось возобновить деятельность предприятий досугово-развлекательной отрасли – парков, аттракционов. Но мы в этом направлении продолжаем работать.

Отдельная большая работа осуществляется в части разработки мер налоговой поддержки бизнеса – снижения ставок по УСН, транспортному налогу, налогу на имущество, местным налогам.

Говорить, что все хорошо, рано

Несмотря на позитивные сдвиги, говорить, что все хорошо, рано. Хотя ситуация в Иркутской области в части оживления бизнеса по сравнению с другими регионами не так печальна – в ряде городов те же ТРЦ до сих пор полностью закрыты.

– Но говорить, что у нас все хорошо, – это значит вызвать справедливую волну возмущения – ведь очень многие предприниматели до сих пор не могут возобновить деятельность. Что касается ТРЦ – одно из первых, с чего мы начали, – это взаимоотношения арендаторов и арендодателей. Они сложные до сих пор, но, надо сказать, большинство арендодателей всё-таки пошли на уступки, тем более, когда нам удалось избежать повышения ставки налога на имущество, который составляет существенную часть их собственных расходов.

Связующее звено

Функция ТПП – быть связующим звеном между бизнесом и властью. Особенно это важно в наше непростое время. Алексей Соболь рассказал, что за помощью обращаются многие – в том числе те предприниматели, которые не являются членами Палаты, некоммерческие организации.

– Торгово-промышленная палата, вся система палат – это особый институт с большой историей и серьезным авторитетом среди предпринимательского сообщества. Не только у нас, внутри страны, но и за рубежом. И мы действительно выступаем в роли связующего, объединяющего звена между предпринимателями и органами государственной власти. Бизнес видит, что мы предпринимаем все усилия, чтобы лоббировать решения в его пользу. Но и власть тоже видит, что это – экономика, не политика, что это те меры, которые могли бы помочь улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе. Мы не просим ничего невыполнимого: все предложения, которые мы получаем от предпринимателей, – анализируем, в работу идет лишь часть, самое серьезное, продуманное. В результате движение получается двусторонним, это очень важно.

Сейчас за помощью к нам со своими проблемами, вопросами обращаются многие компании и организации, которые оказались в тяжёлой ситуации. Мы стараемся помочь. Не просто выслушиваем – мы трансформируем просьбы в конструктив, в предложения, обращения к органам государственной власти регионального и федерального уровня. Кто-то, видя, что у нас можно получить реальную помощь, и не только сейчас, но и в перспективе – вступает в ряды ТПП. Причем к нам приходят не только единичные организации, но и целые ассоциациии – объединения, насчитывающие десятки субъектов МСП. В июне, например, в наш состав вошла Байкальская ассоциация предприятий индустрии красоты. Чуть ранее – Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма. Еще несколько ассоциаций находятся на стадии согласования.

Будем держать окно возможностей открытым

Бизнес и власть, пожалуй, никогда не были так близки, как сейчас. Предприниматели, которые принимали участие в онлайн-конференциях и могли напрямую задавать вопросы людям, решающим судьбу их бизнеса, воспринимают это как окно возможностей. Не закроется ли оно по мере того, как ситуация стабилизируется?

– Многое зависит от власти, но мы постараемся не дать его закрыть. Власть и сама прекрасно понимает, что такое окно должно существовать, должна быть двусторонняя связь, только тогда можно строить эффективную экономику. Малое и среднее предпринимательство – это тысячи, десятки тысяч людей. При том уровне безработицы, который мы сегодня наблюдаем, людям надо дать возможность жить и зарабатывать, самим содержать свои семьи. Поэтому, конечно, мы со своей стороны будем делать всё, чтобы конструктивное взаимодействие продолжилось и в перспективе.

Новые подходы

Одна из задач ТПП – поиск деловых партнеров, в том числе за рубежом. Направления деятельности ТПП не изменились и сейчас, говорит Алексей Соболь.

– Мы продолжаем оказывать эту услугу, только в несколько ином формате. В частности, продолжаем организовывать бизнес-миссии. На 2020 год по предложению предпринимателей региона у нас было запланировано несколько серьезных, деловых мероприятий в Корее, Китае, Монголии, Белоруссиии, Казахстане, Вьетнаме. Так сложилось, что знакомиться и общаться с потенциальными партнерами сегодня приходится в дистанционном режиме. Конечно, живое общение не заменить разговором через монитор компьютера, но что делать, пока нет таких возможностей? Интересы бизнеса требуют организации новых контактов, встреч с партнерами.

В последнее время на площадке ТПП было организовано – и, надо сказать, достаточно эффективно, несколько бизнес-миссий в дистанционном режиме с нашими китайскими, корейскими и монгольскими партнерами. Опыт дистанционного общения мы начали использовать не только при взаимодействии с зарубежными партнерами, но и с нашими коллегами из других регионов страны.

Новые проекты

Несмотря на то, что и осень обещает быть непростой для бизнеса, Торгово-промышленная палата Восточной Сибири работает над новыми проектами.

– В составе Палаты недавно создан комитет, который занимается цифровой экономикой, совместно с ним мы разрабатываем электронную торговую площадку для наших местных производителей.

Еще одна идея, о которой Палата уже заявляла, это разработка и поддержка регионального бренда. Эта идея востребована предпринимательским сообществом, об этом неоднократно говорил Президент страны и руководство Иркутской области. Полагаю, продвижение регионального бренда принесет ощутимую пользу для региона.

Продолжает активно работать наше региональное Отделение Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ. Только за первое полугодие экспертами Иркутского МКАС рассмотрено семь дел, в которых успешно урегулированы коммерческие споры международного характера.

Несмотря на все проблемы и сложности, Палата живет, развивается, её деятельность востребована. И главное – мы оказываем поддержку и отстаиваем интересы бизнеса в регионе.

Наталья Понамарева


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Господдержка малого бизнеса: субсидии, финансирование, региональные программы":
Все материалы сюжета (73)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело