Газета Дело

«Всё увезем! И стулья тоже!» Экспортерам помогут в транспортировке товаров

Логистические цепочки нарушены, тарифы на перевозку товаров выросли – в этих условиях экспортерам как никогда важная господдержка. В 2022 году у предпринимателей впервые появилась возможность увезти одну партию своего груза за границу почти бесплатно, значительно сократив транспортные расходы. Об условиях программы и ее успешном дебюте в Иркутской области рассказала Газете Дело директор Фонда «Мой бизнес» Диляра Окладникова.

1. Какова сумма компенсации?

Предприниматели могут компенсировать за счет государства до 80% стоимости перевозки груза до границы РФ, но не более 500 тыс. рублей. Из Федерального бюджета РФ предусмотренный предельный лимит всего объема субсидий составляет 5 млн рублей. Это абсолютно реальная помощь предпринимателям для решения вопросов логистики и удорожания перевозочных тарифов.

2. Кто может воспользоваться услугой?

Порядок субсидирования затрат на организацию транспортировки прописан в приказе Минэкономразвития РФ от 18.02.2021 № 77. Воспользоваться субсидированием могут предприниматели, которые осуществляют продажу товара за границу. Субсидию может получить как действующий экспортер, имеющий долговременные международные торговые отношения с разными покупателями и странами, так и начинающий, который только «вчера» заключил свой первый экспортный контракт, а уже «сегодня» государство помогло ему в транспортировке его продукции на внешний рынок.

3. Куда обратиться за поддержкой?

Центр «Мой бизнес» оказывает широкий спектр услуг для субъектов малого и среднего бизнеса нашего региона: от консультации начинающего предпринимателя и регистрации юридического лица до вывода товаров на экспорт.

4. Как оформить субсидирование?

Оформлением услуги, которая называется «Содействие в организации транспортировки продукции на внешние рынки», нужно задуматься заранее. Её предоставление должно быть оформлено до начала движения транспортного средства с грузом, при этом субсидируется стоимость перевозки груза до границы РФ.

Сначала экспортер обращается к нам, оформляются заявка и соглашение между Центром и предпринимателем, а также договор с транспортной компанией. Затем транспортная компания везет товар, а уже после оказания услуги производится оплата за транспортировку на счет транспортной компании. Просто и понятно, всего три составляющих процесса: договариваемся – везем – оплачиваем.

5. В чем особенность услуги?

Эта услуга по своей природе значительно отличается от порядка возмещения транспортных расходов, понесенных продавцом товара, где действует совсем другой порядок: договариваемся – оплачиваем – везем, как в известном в народе выражении: «Утром деньги, вечером – стулья, но деньги вперед!». В нашем случае все наоборот: деньги после оказания услуг.

6. Как происходит выбор транспортной компании?

Выбор транспортной компании в качестве исполнителя осуществляется исходя из многих критериев, обозначенных в условиях отбора. И пройти его непросто. Но есть к чему стремиться: опыт взаимодействия, полученный в ходе предоставления услуги, может послужить началом долгосрочного сотрудничеству между экспортером и транспортной компанией в будущих поставках. Транспортным компаниям это должно быть интересно.

7. Каким должен быть вид транспорта?

Вид транспорта может быть любой, главное – чтобы транспортная компания, участвующая в этом процессе, имела соответствующий вид деятельности, практическую возможность и опыт предоставления транспортно-экспедиционных услуг при осуществлении международных перевозок. При участии в отборе исполнителя компания – в подтверждение своего опыта – кроме необходимых документов, предоставляет копии документов (договоров с клиентами), подтверждающих оказание аналогичных услуг.

8. В чем главная цель поддержки?

Механизм поддержки реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и направлен, прежде всего, на стимулирование производства и поставок конкурентоспособной российской продукции.

Кому положена субсидия

О том, как работает услуга «Содействие в организации транспортировки продукции на внешние рынки», кто может рассчитывать на поддержку, а в каких случаях субсидия не положена, рассказываем на конкретных примерах.

Кейс №1. Экспортер  ООО «Вариант» имеет экспортный контракт с контрагентом из Китая. Условия поставки товара в договоре между двумя контрагентами таковы, что обязанность по транспортировке товара по территории РФ остается за российской компанией.

Комментарий Центра «Мой бизнес»: Этот вариант приемлем для получения субсидии, направленной на содействие в организации транспортировки продукции в Китай. Такому экспортеру рекомендуется обратиться за услугой в Центр поддержки экспорта, предоставить экспортный контракт как документ, подтверждающий отнесение обязанности по транспортировке товара по территории РФ на продавца, и заполнить заявку. Она обязательно будет принята в работу.

Кейс №2. Экспортер ООО «Сигма» имеет экспортный контракт с контрагентом из Китая. Условия поставки товара таковы, что обязанность по транспортировке товара по территории РФ заложена в условиях договора за покупателем из Китая. Российский предприниматель загружает товар в транспортное средство на станции, указанной покупателем и обозначенной в экспортном контракте, оформляет товар в таможенном отношении. На этом обязанность российского продавца исчерпана, поставка товара завершена, риски переходят к покупателю.

Комментарий Центра «Мой бизнес: В данном случае расходы по транспортировке по территории РФ возложены на иностранное юридическое лицо, в связи с чем субсидия для возмещения расходов не полагается, так как расходы по транспортировке товара российский продавец не несет, согласно условиям поставки.

Кейс №3. Индивидуальный предприниматель Иванов И.И. обратился в Центр «Мой бизнес» для оказания содействия в поиске иностранного покупателя его продукции в Монголии. По результатам оказанной услуги был подобран рынок сбыта, заключен экспортный контракт. По условиям контракта, передача товара должна быть осуществлена на границе РФ. Настало время логистики. Для поставки товара у индивидуального предпринимателя нет опыта, рынок транспортных услуг переполнен предложениями, цены высокие, все хотят увезти далеко и много. Однако первая товарная партия начинающего экспортера небольшая по объему, ведь экспорт только начинается.

Комментарий Центра «Мой бизнес: В данном случае для предпринимателя услуга по содействию в организации транспортировки товара является наиболее безопасной, своевременной и финансово выгодной. При обращении начинающего экспортера выбор исполнителя транспортировки товара будет осуществлен на приемлемых условиях, исходя из объема и особенностей реализуемого товара. Товар будет доставлен в назначенный пункт хоть автотранспортом, хоть железной дорогой. После пересечения таможенной границы Центр «Мой бизнес» осуществит перевозчику оплату за транспортировку груза по территории России.

Диляра Окладникова, директор Центра «Мой бизнес»:

<p>Диляра Окладникова, директор Центра «Мой бизнес»<br />
Фото: А.Фёдорова</p>

Диляра Окладникова, директор Центра «Мой бизнес»
Фото: А.Фёдорова

«Господдержка оказалась своевременной»

– Для любого экспортера логистика и ее стоимость всегда была и остается одной из проблемных и значительных по стоимости составляющих экспорта. Тем более, на сегодняшний день, при перестройке логистических цепочек, повышении транспортного тарифа, государственная поддержка оказалась своевременной для наших экспортеров и нашла отражение в 100% освоении суммы субсидии, выделенной на 2 квартал текущего года по соответствующей статье расходов. На сумму в 3 млн рублей в пользу предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса Иркутской области, были заключены договоры оказания услуг с транспортными компаниями, работающими в нашем регионе. Воспользовались данной услугой 6 предпринимателей, получив выгоду по 500 тыс. рублей каждый в виде субсидии на оплату за транспортировку своей продукции за границу РФ.

Реализации услуги ничуть не помешала и та особенность, которая отличает природу платежей за транспортировку от возмещения транспортных расходов, уже понесенных продавцами товаров. Платежи Центра «Мой бизнес» за услуги по принципу «Утром стулья, а вечером деньги» были также востребованы предпринимателями. Экспортеры имели реальную помощь при поставке товара и значительно уменьшили сумму, перечисляемую транспортной компании. Это то, что было реально ощутимо для бюджета самого предприятия.

«Планируем шагнуть дальше выделенного бюджета»

– Востребованность софинансирования логистических затрат фактически подтверждена региональными экспортноориентированными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в Иркутском, Братском, Зиминском районах Иркутской области. Учитывая данный факт и с целью дальнейшего развития экспортного потенциала региона мы планируем согласовать в Российском экспортном центре увеличение объёма средств субсидий до максимального значения по данной статье увеличив ее на 2 млн рублей.

С целью совершенствования механизма развития мер господдержки экспорта субъектов МСП данное предложение озвучено на Экспортном Совете в рамках доклада о результатах деятельности Центра и поддержано Губернатором Иркутской области.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Кризис2022, прогнозы, последние новости ":
Все материалы сюжета (535)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело