Комментарии

ИАЦ «Альпари»: Что Россия покажет на МАКСе ?

Сегодня в подмосковном Жуковском стартует Международный авиационно-космический салон. На МАКСе-2019 будут представлены российские новинки. Одна из самых ожидаемых — среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300. Там же будет представлен истребитель пятого поколения Су-57 и топливозаправщик Ил-78.

Россия — «страна-бензоколонка», экономика которой «разорвана в клочья», одна из трех стран в мире, которая производит фактически весь спектр военной и гражданской авиационной техники. Кроме России такие возможности есть только у США и Китая. Однако, Россия несоизмеримо меньше упомянутых игроков по размеру ВВП и по объему рынка и платежеспособному спросу. В советское время у СССР было много стран, которые выходили в зону советского влияния, которые автоматически становились рынком сбыта советской авиационной продукции. В 90-е авиационный сектор просто выживал.

И лишь с приходом в Кремль Владимира Путина началось его возрождение. В 2017 году Россия уступила по количеству проданных на экспорт боевых самолетов только США. Все потраченные на отрасль деньги возвращаются. Для оценки масштаба достаточно хотя бы вспомнить несколько недавних контрактов: за 20 истребителей Су-35 для Египта Россия получит $2 млрд, за 11 таких же машин для Индонезии — еще $1,1 млрд. А оценочная стоимость 100 машин Як-130, которые Россия поставит Малайзии, составляет $1,5 млрд. При этом, на фоне роста экспорта заканчиваются крупные закупки боевых самолетов и вертолетов российской армией.

Гражданcкое авиастроение было фактически убито в 90-е годы, в 1995 году один из реформаторов правительства Виктора Черномырдина вообще заявлял, что оно России не нужно. И восстанавливать его по факту с нуля дело очень сложное. SSJ100 – проблемный проект и это лишь небольшой сегмент рынка. Отрасли нужен среднемагистральный самолет, речь идет об МС-21. Сейчас уже сформирован портфель из 279 самолетов, из них на 185 машин — твердые заказы. До более чем 1000 произведенных экземпляров Ту-154 пока далеко, однако, важен первый шаг. Не стоит забывать, что развитие российской авиации идет на фоне санкций. При этом цели правительством заявлены очень амбициозные, объем экспорта российской гражданской авиации в 2024 году должен составить более $7 млрд. Большая часть будущих продаж придется, как ожидается, на МС-21. А серийное производство новой машины начнется уже в следующем году.

Ну и в заключение стоит сказать, что большие деньги— это всегда еще и большая политика, особенно когда речь идет о вооружениях. В первый день мероприятие посетит президент России Владимир Путин. Он встретится с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который будет находиться в России с кратким рабочим визитом и посетит авиакосмический салон. Сирия, провинции Идлиб, и военно-техническое сотрудничество, вероятно, станет основной темой переговоров лидеров России и Турции. Плюс Россия и Турция стараются отказаться от расчетов в долларах, делая выбор в пользу национальных валют или евро. Союзники США обязаны покупать американские военные самолеты добровольно-принудительно. Россия же конкурирует на рыночных условиях.

Александр Разуваев, руководитель «Информационно-аналитического центра «Альпари»


/ SIA.RU /

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.