Новости

Алкоголь потек из социальных сетей. На площадки пришлось более 70% предложений о продаже спиртного онлайн

Социальные сети стали самым популярным каналом круглосуточной дистанционной продажи алкоголя. На площадки, включая «ВКонтакте», Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) и Instagram (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России), пришлось более 70% из 12 тыс. объявлений, появившихся в интернете за последние три месяца. Сокращение нелегальной торговли начнется после легализации онлайн-продаж алкоголя с приходом крупных компаний, уверены участники рынка.

Наибольшее количество сообщений о круглосуточной дистанционной продаже алкоголя публикуется в социальных сетях. К такому выводу пришла АНО «Центр мониторинга оборота алкогольной продукции в сети "Интернет"» (ЦМАПИ), созданная по инициативе депутата Госдумы от «Единой России» Виктора Зубарева. Центр проводил анализ рынка незаконной онлайн-торговли спиртным с 1 ноября 2019-го по 1 февраля 2020 года. Результаты исследования есть у “Ъ”. Документ также был направлен в Роскомнадзор и Росалкогольрегулирование (РАР). Всего АНО обнаружила 12 тыс. сообщений, 72% которых пришлось на социальные сети. Около 6 тыс. объявлений появилось в группах по продаже и доставке на руки алкоголя ночью во «ВКонтакте». На Facebook, «Одноклассники» и Instagram пришлось 980, 860 и 677 сообщений соответственно.

Помимо социальных сетей популярным инструментом для публикаций предложений о доставке спиртного стали мессенджеры. На их долю пришлось 21% выявленных сообщений, больше всего — 2,5 тыс. — распространялось через WhatsApp. Остальная доля объявлений пришлась на блоги, форумы и т. п. Для реализации алкоголя используются такие схемы, как доставка в составе подарочных корзин, букетов, в дополнение к мелким товарам (зажигалки, магниты и др.) в качестве подарков. Кроме этого, распространена услуга «алкоголь в аренду», в рамках которой предполагается заключение договора передачи спиртного на определенный срок с внесением залога.

В пресс-службах «ВКонтакте» и «Одноклассников» заверили, что обе социальные сети отслеживают информационное поле, удаляют публикации о незаконной онлайн-продаже алкоголя и блокируют соответствующие сообщества и профили. Но, как отмечает директор ЦМАПИ Сергей Брода, блокировка чаще всего не становится для продавцов серьезным препятствием: открывается новый сайт, сообщество или предложение в мессенджерах поступает с другого номера.

Легализация дистанционной торговли алкоголем обсуждается в России несколько лет. По разработанному Минфином законопроекту продажа спиртного в интернете может быть легальной, если созданный для этого сайт будет включен в специальный реестр в доменной зоне egais.ru. Против легализации всегда выступал Минздрав, который опасался роста потребления спиртного. Вадим Дробиз надеется, что позиция Минздрава может измениться с назначением нового министра.

Мария Котова, Дмитрий Шестоперов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное