Новости

Турецкая лира обновила антирекорд

Турция снова оказалась в эпицентре валютного кризиса из-за резкого сокращения доходов от экспорта и истощения резервов ЦБ. Но главное, конечно, коллапс в туристической отрасли, вызванный пандемией. Турецкая лира начала август стремительным падением, потеряв 4,1% за два дня. На торгах в четверг курс достиг отметки 7,29 лиры за доллар, обновив абсолютный антирекорд.

Власти Турецкой республики пытаются стабилизировать ситуацию с помощью валютных интервенций, это очень похоже на Россию начала 90-х годов. Турецкое правительство вело переговоры о получении валютных кредитов с Британией и Японией, но безрезультатно. На помощь пришел Катар, предоставивший турецкому ЦБ своп-линию на $10 млрд. По подсчетам Reuters, ЦБ и государственные банки с прошлого года продали около $110 млрд для стабилизации лиры, причем продажи ускорились в последние недели. Начав год с $81 млрд в резервах, к июлю ЦБ имел уже только $51 млрд. Если же исключить из этой суммы кредиты иностранных ЦБ, то фактический объем ЗВР Турции отрицательный. То есть центробанк был должен больше, чем имел на $13,5 млрд.

Кроме коронавируса в девальвации виноват и турецкий ЦБ. За год он снизил ключевую ставку на 1,5 процентного пункта, до 8,25% годовых, и держит ее ниже уровня инфляции. Такая стратегия была бы оправдана, если бы реализовался сценарий с быстрым отскоком экономики от дна и восстановлением туристического потока. Однако, этого не случилось. Спад турпотока составил 75% за первое полугодие и 96% - в июне. Вся надежда на восстановление мировой экономики и возобновление туристического потока, в том числе и из России. За счет дорогого евро Турция выглядит более привлекательной для иностранных туристов, чем страны зоны евро, прежде всего, Испания, Греция и Италия. Вместе с тем, Турция вряд ли пойдет на повышение ставки.

В геополитике последние десять лет мы видим две возрождающиеся амбициозные державы – Россия и Турция. Россия зависит от нефти и газа не меньше, чем Турция от туризма. При этом российский рубль также слабая валюта. Однако, надо признать, что финансовая устойчивость российского ЦБ и Министерства финансов намного выше, чем у Турции. Международные резервы России на 31 июля 2020 года составили почти $592 млрд. 

Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари»

 

 

 


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное