Газета Дело

Что будет с ценами на бензин этой осенью?

На фоне оптимистичной статистики Минэнерго России, подтверждающей текущую стабилизацию цен на бензин, игроки и эксперты топливного рынка прогнозируют, что к концу 2011 года цены на нефтепродукты по сравнению с прошлым годом вырастут еще на четверть. Повышение стоимости, по их словам, провоцирует не столько рост нефтяных котировок на фондовом рынке, сколько традиционный дефицит бензина в разгар сезона. 

По оценкам Росстата, бензин по-прежнему является самым дорожающим продуктом на фоне общей динамики роста цен в России. Эксперты опасаются, что при нынешнем удорожании (в среднем на 0,3 процентных пункта в неделю) топливо к концу года вырастет в цене еще на четверть. «По мнению Минэнерго, рост по неделям незначительный. Однако если эти 0,3 пункта умножить на оставшиеся до конца года несколько недель, мы получим подорожание в год на 5 рублей. А это уже серьезно», -- замечает ведущий экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин.

С коллегой согласна Ольга Веселова из УК «Тройка Диалог». По ее словам, временная стабилизация цен была связана с сезонным затишьем на рынке нефтепродуктов и госполитикой искусственного сдерживания цен на горючее: «Еще в феврале снизить розничные цены на бензин нефтяным компаниям поручил председатель правительства РФ Владимир Путин. С тех пор ФАС возбудила уже более полусотни дел против торговцев топливом. А цены на нефть, тем временем, продолжают расти. Рыночная обстановка в ближайшее время вынудит нефтяников вновь поднять цены на бензин».

«К тому же мы вплотную приблизились к сезонному пику потребления, -- добавляет директор ООО ‘Парламент-А’ (контролирует 5% розничного рынка в Иркутске под брендом ОМНИ) Денис Писаревский. -- С конца августа до конца сентября традиционно наблюдается пик потребления, связанный с сезонным перемещением населения. Соответственно, потребление бензина будет высоким, предложение бензина -- низким. Я думаю, что скачок будет не столь значительным в этот раз, потому что есть запасы. Признаки надвигающегося дефицита мы почувствовали еще в апреле, и с тех пор постоянно оповещали об этом министерство».

Примечательно, что в августе Минэнерго поставило для независимых операторов Иркутской области более 8 тысяч тонн бензина в рамках заявки, которую сформировал «Иркутскнефтепродукт». Об этом сообщил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, при этом подчеркнув, что согласно  данным рабочей группы по мониторингу и контролю ситуации на розничном рынке нефтепродуктов в Иркутской области, цены реализации бензина марки АИ-92 через АЗС Иркутской области снизились на 1,2 руб. А цены на ГСМ практически достигли уровня мая 2011 года.

Сами участники рынка, напротив, говорят о повышении цен. По подсчетам Дениса Писаревского, с апреля нынешнего года оптовые цены на бензин к середине августа выросли на 12-15%. «К примеру, на АИ-92 цена увеличилась с 27,2 тыс руб за тонну до 30,5, -- приводит цифры собеседник. – Аналогичное движение и по остальным видам. Розница при этом произошедший рост еще не отыграла – тот же АИ-92 за это время вырос в цене всего на 3,5 % -- с 25,6 до 26,5 руб за литр. Но все впереди – не можем же мы себе в убыток работать».

Писаревский прогнозирует, что до конца 2011 года цены на бензин вырастут еще на 20%. С коллегой не согласен заместитель генерального директора ИНП по коммерческим вопросам ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (структура НК «Роснефть», на розничном рынке контролирует около 40%) Петр Петрончак. «У нас подорожал только мелкий опт: в августе мы подняли цену с 30,2 до 30,7 тыс руб за тонну, -- уверяет собеседник. – А цены на розницу нам, думаю, до конца года удастся удержать на текущем уровне».

По данным на 26 августа 2011г., на автозаправочных станциях «Иркутскнефтепродукта» АИ-92 реализуется по 26,7 руб за литр, АИ-95 -- 29,0), АИ-98 -- 30,2. «Повышать цены в ближайшее время не планируем, к этому нет предпосылок, дефицита топлива на рынке Иркутской области не наблюдается. 8 тыс тонн бензина, поступивших в прошлом месяце в регион по договоренности между руководством ‘Роснефти’ и губернатором области, достаточно для бесперебойной работы всех местных операторов в течение месяца», -- утверждает Петрончак.

В ЗАО «Крайснефть» (контролирует около 20% розницы) признались, что вопросы повышения цен в компании в настоящее время не рассматриваются. По данным на 26 августа на АЗС «Крайснефти» АИ-92 стоит 26,9 руб, АИ-95 -- 29,3 АИ-98 -- 30,5.

«Недавнее повышение ‘Иркутскнефтепродуктом’ оптовых цен на АИ-92,  скорее всего, приведет к повышению розничной цены этой марки бензина, -- комментирует Денис Писаревский. -- Подорожать могут и АИ-95 с АИ-98, потому что на эти виды топлива в регионе имеется дефицит. Если эти бензины придется везти из европейской части страны, то цена обязательно возрастет за счет транспортных затрат». На автозаправочных станциях “Парламента-А” (ОМНИ) по данным на 26 августа стоимость АИ-92 26,9 руб, АИ-95 -- 29,5, АИ-98 -- 30,5.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Экспертное мнение
 

«Непростую ситуацию с ценами частично можно будет исправить, если насытить рынок бензинами, – комментирует президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Надеемся, что это произойдет, когда с 1 сентября будет принято решение по отмене запрета на бензин класса 2». Напомним, запрет на производство и продажу бензина АИ-95, соответствующего стандарту Евро-2, был введен правительством с января 2011 года, то есть с вступлением в силу технического регламента о требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам. Эксперты сегодня называют этот запрет одной из причин топливного дефицита.


Однако главная причина роста цен, по мнению Евгения Аркуши, состоит в том, что до сих пор нефтедобывающие компании поставляют бензин независимым АЗС на 5 тысяч рублей за тонну дороже, чем своим заправкам. «ФАС взялась за расследование, но пока ситуация остается критичной. Независимые продавцы выжимаются с рынка, и он все больше становится монопольным», – уверен Аркуша. По его мнению, возврат бензина 2-го класса только частично решит проблему. «Нужно развивать биржевую торговлю. И продавать на ней весь объем выпускаемого бензина», – уверен собеседник. Тогда независимые АЗС смогли бы по справедливой цене покупать топливо и повышать уровень конкуренции на рынке.

Работа в этом направлении в Минэнерго хоть и развернута, но результаты пока невелики: сейчас на бирже торгуются только 15% от объема всех поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, замечают в инвесткомпаниях. Тем не менее, ведомство настроено оптимистично и намерено в ближайшее время увеличить этот показатель.

Иван Усольцев, Газета Дело


 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное