Газета Дело

С доставкой на дом

Владимир Шахов в прошлом веб-дизайнер. Говорит, со временем захотелось оставить «виртуальный» бизнес и заняться чем-то «настоящим». А что может быть реальнее продуктов питания? Год назад Владимир открыл сервис по доставке готовых блюд. Правда, в первоначальный бизнес-план пришлось внести существенные коррективы: например, сосредоточиться в основном на доставке блюд японской кухни.

Предприниматель Шахов на собственный бизнес копил в течение пяти лет. «Изначально собирался откладывать треть от всего заработанного, но на деле удавалось сохранить от силы пятую часть, – признается бизнесмен. – В итоге необходимые для старта 600 тысяч [рублей] собрал только год назад».

Половина этой суммы предназначалась на закуп готовых блюд у иркутских поставщиков в первые два месяца работы компании. Еще 150 тыс руб – на аренду небольшого помещения для временного хранения товара в случае «логистических сбоев». Остальное – на зарплату работникам call-центра, принимающим звонки, курьерам и сборщикам заказов. Курьеры Шахова работают на своих машинах, а временный офис своей компании «Кухня на дом» он обустроил в собственной трехкомнатной квартире.

«Я не собирался совершать какие-то серьезные покупки и связывать себя обязательствами до тех пор, пока бизнес не ‘встанет на ноги’. То есть никаких машин, недвижимости и долгосрочных контрактов. Иначе я бы еще несколько лет копил на открытие, – делится бизнесмен. – Даже договоренности с поставщиками были таковы, что мои курьеры могли забирать заказ сразу у них – на кухнях ресторанов или в магазинах. ‘Перевалочный пункт’ в цоколе ближайшего дома арендовал на тот случай, если закажут ‘сборную солянку’ из товаров нескольких поставщиков».

Однако реальность оказалась далека от теории и многое пошло не так, как Владимир запланировал. В первую же неделю упомянутый логистический узел понадобился предпринимателю для хранения товара. «Часть клиентов отказалась от заказа. Пришлось все же ‘влезть’ в кредиты – купить пару холодильников. И вложиться в рекламу, чтобы поток клиентов стал стабильнее», – вспоминает Шахов. Для этого предприниматель взял в кредит 150 тысяч рублей – и срок окупаемости бизнеса увеличился еще на полгода.

Изначально Шахов рассчитывал окупить вложения через год после старта. Уже с учетом регулярных расходов на рост оборотов. На практике – спустя год удалось вернуть только половину первоначальных трат. Однако предприниматель не унывает: «То, что все ‘минусы’ надо будет умножать на два, я знал. Жаль, правда, не подготовился к этому финансово, – комментирует Владимир. – С другой стороны, сейчас все уже ‘устаканилось’, и незапланированные траты ‘из колеи’ меня не выбили. А вот дополнительное ожидание еще в полтора-два года – кто знает… может, и передумал бы. Поэтому сейчас не жалею, что стартовал в прошлом году. Хотя полгода назад – да, был мандраж от того, как все не по плану идет».

Сейчас «Кухня на дом» занимается доставкой блюд в основном японской и итальянской кухонь. «Пицца и роллы – товар высокомаржинальный. Как в производстве, так и в продаже. Опытным путем выяснил, что иркутяне (по неведомой мне причине) готовы платить за Италию и Японию на своем столе примерно в три раза больше, чем за более традиционные блюда. Хотя у меня налажены контакты с поварами, которые прекрасно готовят, к примеру, беф-строганов или котлеты с грибами», – сетует Шахов.

Все остальные национальные кухни (включая французскую и китайскую, которые, по наблюдениям Шахова, занимают третье и четвертое место в предпочтениях иркутян) в общем объеме заказов компании не превышают 5%. Но бизнесмен не исключает, что низкий спрос объясняется еще и тем, что компания продвигает в основном пасту и суши. «На роллах и суши я зарабатываю от 150%, а чистая прибыль на доставке каких-нибудь салатов или запеченного мяса – не превышает 50%, – приводит цифры Владимир. – Поэтому если у меня есть возможность купить две минуты радиоэфира, рекламировать я буду доставку японского фаст-фуда». Тем не менее предприниматель не исключает, что в будущем, когда объемы предложения сравняются с уровнем спроса на суши и роллы, он вплотную займется доставкой других блюд.

Полгода назад Шахов арендовал рядом со складом офис и увеличил штат сотрудников с пяти до одиннадцати человек. «Пришлось полностью обновить состав курьеров: сейчас их четверо, все проверенные, обязательные: никаких штрафов за длительную доставку применять не приходится, – хвастает Владимир. – Своим младшим сестрам, которые первые три месяца работали в call-центре бесплатно, регулярно плачу зарплату. Можно сказать, бизнес, который еще полгода назад был камерным семейным предприятием, оформился. Мы расплатились с кредитом, а в июле у нас ежемесячный оборот впервые ‘перевалил’ планку в 600 тысяч [рублей]».

Никита Змановских, Газета Дело