Газета Дело

«7 Миля»: для Леонида Усова это не только бизнес

Для Леонида Усова боулинг – это не только бизнес и не только спорт. Это – образ жизни. Директор иркутского спортивно-развлекательного центра «7 Миля», кандидат в мастера спорта по боулингу, уверен: дело может развиваться и приносить прибыль, только если оно любимое. Какова концепция клуба «7 Миля»? Почему важно не «задирать» цены? Каким должно быть место для боулинг-центра?

«Увлечение переросло в образ жизни»

Боулинг-индустрия в России еще достаточно молода. Первый боулинг-клуб построили в Москве в конце 1970-х, перед Олимпиадой, однако большой популярности этот вид спорта в то время не получил. Боулинговый бум начался в России в конце 1990-х. Докатился он и до Иркутска: в 1997 году открылся боулинг-центр на шесть дорожек в ночном клубе «Стратосфера».

«Я начал работать управляющим боулинг-центра ‘Стратосфера’ почти 17 лет назад, там и познакомился с боулингом, – рассказывает Леонид Усов. – С тех пор это увлечение переросло в образ жизни. Если сейчас спросите, чем я занимаюсь, честно отвечу – боулингом, практически круглые сутки».

Боулинг-центр «7 Миля» открыл двери для своих посетителей летом 2008 года, став самым крупным боулинг-центром не только города, но и области – его площадь составила 3,5 тысячи квадратных метров, для любителей покатать шары и боулеров-профессионалов было открыто 18 дорожек. Практически сразу боулинг-центр стал популярным местом отдыха горожан.

«Выбор помещения – один из важных пунктов при открытии боулинг-центра. Увы, здание на Ширямова, в котором расположился наш клуб, не проектировалось изначально под боулинг-центр. Пришлось поломать голову, чтобы выжать максимум из той площади, что у нас была»,  – вспоминает Усов.

При планировании боулинг-центра было предусмотрено и открытие сопутствующей инфраструктуры: в здании начали работать ресторан японской кухни «Кодо»; боулинг-бар, обслуживающий боулинг-дорожки, где игроки могут заказывать прохладительные напитки; спорт-бар, в котором посетители могут посмотреть на больших экранах  трансляции спортивных событий. «Люди приходят в боулинг-центр не только покатать шары, но и окунуться в атмосферу небольшого праздника. Иногда завсегдатаи клуба приходят просто выпить чашечку кофе, пообщаться с друзьями, поболеть за участников боулинг-баталий. Для них это отдых, и наша задача – сделать его максимально комфортным», – убежден директор «7 Мили».

В боулинг-центре с открытия клуба работает еще одно сопутствующее направление – магазин аксессуаров для боулинга «Про-Шоп», дилерский центр компании BOWLTEC. Там же работает мастерская по сверлению шаров: «Мастер снимает карту руки и сверлит шар индивидуально под человека, – поясняет Леонид. – Эта услуга для покупателей магазина бесплатная и пользуется спросом у спортсменов, да и у любителей тоже. Человек получает совсем другие, более комфортные ощущения от игры. Такой шар – отличный подарок».

«Бизнес – пирамидка из кирпичиков. Уберешь один – рухнет вся конструкция»

На вопрос, по какой концепции –  спортивной, семейной, развлекательной или VIP – работает «7 Миля», Леоид Усов отвечает: «Мы универсалы. И в этом наша сила. Спортивное направление – главная фишка боулинг-центра, на базе ‘7 Мили’ располагается Иркутская областная Федерация спортивного боулинга. Но и про другие категории посетителей не забываем: молодежь, дети, корпоративные клиенты – мы всем рады. Бизнес – это как пирамидка из кирпичиков. Каждый важен. Уберешь один – рухнет вся конструкция».

В этом подходе к бизнесу и кроется секрет успеха клуба. В 2011 году «7 Миля» была признана лучшим боулинг-центром Сибири.

«Для меня ‘7 Миля’ – не только бизнес. Конечно, я должен думать о прибыли – инвесторы вложили свои деньги, и проект должен быть рентабельным, успешным. Но получать прибыль можно по-разному – можно ‘задирать’ цены, а можно вести умеренную ценовую политику, быть доступным для клиентов и ‘брать’ количеством посетителей».

Ценовая политика «7 Мили» гибкая. С 9 утра до полудня покатать шары можно за 150 рублей в час, с 12:00 до 18:00 час обойдется в 350-400 рублей. После шести часов вечера с понедельника по четверг и в воскресенье час будет стоить 550-600 рублей, в прайм-тайм – вечером в пятницу и в субботу – 750-800 рублей.

«В последние годы ощущается, что народ стал менее платежеспособен: проблемы, кредиты, – говорит директор ‘7 Мили’. – В кризисные времена всегда первой страдает сфера развлечений, услуг. Я думаю, наша подушка безопасности в том, чтобы приспособиться к ситуации, которая у людей сейчас, не вытягивая деньги, сделать эту услугу более доступной на данном этапе».

Цены в боулинг-центре либеральные. «И мы не собираемся от них отказываться, ни на какие ценовые сговоры не пойдем, – говорит Леонид Усов. – Мы постоянно работаем над различными бонусными программами. Так, вечерами у нас действует акция ‘купи два часа и получи 30 минут в подарок’, именинникам предоставляем скидку 30% и так далее».

В «7 Миле» работает и школа боулинга. Заниматься в ней могут как дети, так и взрослые. Нужно лишь оформить абонемент. Стоимость одного часа работы с тренером на дорожке в вечернее время – 500 рублей. Для детей занятия в Школе боулинга проходят также по системе «Месячный абонемент», стоимость одного часа – 100 рублей. Среди воспитанников Школы уже есть победители и призеры Первенства России, участники Первенства Европы. Леонид Усов имеет Высшее физкультурное образование, в свое время с отличием окончил Хабаровский институт физической культуры, является тренером по боулингу Европейской категории 2-го уровня. «Молодежь – это особое направление в работе, которое доставляет лично мне огромное удовлетворение, это настоящее Дело со взглядом в будущее», – говорит он.

Боулинг-бизнес имеет сезонность: в декабре, январе, феврале, марте – наиболее высокая проходимость. «У нас есть отличный показатель посещаемости – одноразовые носки, которые мы выдаем посетителям на входе. Если судить по ним, то зимой у нас бывает более 15 тысяч человек в месяц. Весной, летом, осенью нам сложнее – честно признаться, радуемся, если в пятницу или субботу дождь».

Одной из главных статей расходов в бизнесе Леонид Усов считает оборудование, амортизационные затраты. На это жалеть денег не стоит. В боулинг-центре работает специальная машина, благодаря которой дорожки убираются, покрываются специальным маслом. Ее стоимость на момент приобретения была сравнима с Тойотой Камри. Наличие машины позволяет проводить на базе боулинг-клуба спортивные соревнования и полноценно тренироваться.

«Поддержание оборудования в надлежащем состоянии – это планомерный процесс, залог успеха, – уверен Леонид. – Если делать все планово, закладывать амортизационные расходы, то не придется потом тратить огромные деньги на ремонт ‘неожиданно’ сломавшейся техники. Я много езжу по стране и видел боулинг-центры различного уровня, встречал примеры неумелого хозяйствования, когда через 3-5 лет ‘дворцы’ становились ‘сараями’».

«Мечта – открыть боулинг-центр, насчитывающий более 30 дорожек»

«Есть у меня мечта, – делится Усов, – открыть новый боулинг-центр, чтобы он насчитывал более 30 дорожек. Ведь чем больше дорожек – тем более доступны они будут для клиентов. Если раньше в ’Стратосфере’ было шесть дорожек, то простые обыватели и мечтать не могли об игре в боулинг, цены были доступны не всем. А мне бы хотелось, чтобы боулинг стал доступной игрой для всех горожан».

На вопрос, каким должно быть идеальное место для боулинг-центра, Усов отвечает: «Не надо строить его в центре города. Это должно быть место перспективное – с инфраструктурой, жилыми домами вокруг, удобное с точки зрения подъездных путей, парковки. У нас, например, сейчас проблема в ‘7 Миле’ – сделали развязку, дорогу перейти невозможно. Работаем над тем, чтобы сделать пешеходный переход, светофор поставить».

Начинающим бизнесменам Леонид Усов советует: «Когда начинаешь свое дело, поставь цель. Будет цель, будет желание – сразу родится план, проект, по ступенькам будешь идти, преодолевая трудности. И не стоит гнаться за большой сиюминутной прибылью. Нужно всегда смотреть на перспективу. Тогда все получится».

Анна Масленникова,
Газета Дело