Газета Дело

Первая – по определению. Иркутской областной типографии №1 111 лет

Знаменательная дата – 111 лет Иркутской областной типографии №1. Это событие посчитали более чем знаковым на предприятии и решили напомнить о вехах поистине уникального исторического объекта Иркутска. Что таит история типографии? Об этом – в цикле материалов Газеты Дело.

Типография №1 была построена в здании, изначально запроектированном под типографию. Первая и единственная, она начала работу на самом современном оборудовании, завезенном в далекую Сибирь из Германии. Первая и единственная, она была предназначена не столько под экономическую отдачу, сколько под цели просвещения и приобщения народа к ее величеству Книге. Если вглядеться в историю, станет очевидно – определение «первая» в отношении областной типографии применительно в огромном числе фактов. О части из них Газета Дело расскажет в цикле материалов, посвященных трем единичкам, – 111-летию областной типографии №1.

Дата открытия или хотя бы месяц, когда начала работать типография Петра Ивановича Макушина в Иркутске, более привычная под названием «Иркутская областная типография №1», не известна. «Как ни пытались ее найти поколения последователей, ничего не получилось. В истории сохранились только документы о выделении земельного участка под строительство и год начала работы», – рассказывает директор «Иркутской областной типографии №1» Вячеслав Правенький.

Именно в 1903 году, ровно 111 лет назад, строительство двухэтажного каменного дома с подвальными помещениями на улице Большой (ныне Карла Маркса) было завершено. Типография известного в городе купца Макушина и его доверенного лица – двоюродного брата Владимира Михайловича Посохина, до этого размещавшаяся на арендуемых площадях, наконец-то получила свой дом: целый комплекс современных производственных, вспомогательных и жилых зданий.

Административное здание, фасадом выходившее на улицу Большую, до сих пор поражает красотой и архитектурными особенностями: кирпичная кладка, башенки и ниша в виде арочного проема, где установлен макет земного шара в цвете. С фасадной же стороны размещался и вход в переплетную мастерскую, что было очень удобно для посетителей, а также служило дополнительной рекламой для типографии. Рядом располагалась линовальная мастерская.

Одновременно с новым зданием типография получила и самое современное оборудование. Партнеры – Макушин и Посохин – закупили две скоропечатные машины в Германии. Новые станки и переплетный пресс приехали в Сибирь из столицы, Санкт-Петербурга. Серьезное обновление произошло и в составе работников. Достаточно только сказать, что общее техническое руководство осуществлял приглашенный из Дании специалист Э. Д. Розен. Рекламные объявления типографии того времени поражают разнообразием предлагаемых работ: печатание книг, памятных книжек, газет, объявлений, карт, планов, этикеток, ярлыков, всяческие литографические, автографические, хромолитографические работы, печатание красками, гравюры на камне, рисунки карандашом. Соответственно вложенным усилиям увеличивалась и выработка продукции: на 75 000 рублей в 1904 году, 82 670 рублей – в 1908, на 360 000 рублей – в 1909 году.

Стоит отметить, что не сугубо деловой расчет купцов помог Иркутску получить типографию, отвечавшую всем мировым стандартам того времени. Цели детища Петра Ивановича Макушина и Владимира Михайловича Посохина были значительно шире. «Его магазин до самой революции являлся наиболее крупным издательским делом в Сибири. Большие коммерческие успехи, однако, не смогли превратить П.И. Макушина в книжного купца-монополиста. Прибыль, которую давало ему книжное дело, он затрачивал на расширение источников широкого общественного просвещения в Сибири. На дело создания нового массового читателя книги из среды трудящихся масс», – писала в 1926 году томская газета «Красное знамя», откликаясь на смерть Петра Ивановича Макушина.

Известно, что и Владимир Михайлович Посохин вносил свой весомый вклад в просвещение: на его средства в Иркутске было построено двухэтажное каменное здание на Сарайной улице (ныне Александра Невского) для литературных чтений. Посохин был и одним из учредителей бесплатной библиотеки-читальни, известной как Нагорная библиотека, с богатым и разнообразным фондом.

Служение его величеству Книге оставалось отличительной чертой Иркутской областной типографии №1 и на всех остальных исторических рубежах. Но о них – в следующем номере.

Анна Смирнова


Вячеслав Правенький, директор «Иркутской областной типографии №1»:

«За прошедшие 111 лет много чего менялось в мире, в стране, экономике, технологиях. Неизменным для нашей типографии было одно – мы всегда дорожили оставленным нам наследством, мы, как можем, приумножаем его во благо человека».