Газета Дело

«Набираем ход». Промсвязьбанк в Иркутске отмечает 15-летие

Александр Логунов, региональный директор ОО «Иркутский» Сибирского филиала ПАО «Промсвязьбанк», считает, что банк можно сравнить с поездом. В обоих случаях это движение, скорость, один механизм. Команда Иркутского офиса Промсвязьбанка уже 15 лет следует за локомотивом – уверенно и профессионально, не сбавляя темпов даже на самых крутых виражах. Газета Дело пообщалась с юбилярами и задала 15 вопросов – о прошлом, настоящем и будущем.

1. Для банковского бизнеса 15 лет – немалый срок. Какой путь прошел Иркутский оперофис Промсвязьбанка за эти годы?

Александр Логунов, региональный директор ОО «Иркутский» ПАО «Промсвязьбанк»: Банк, конечно, очень изменился, как и весь финансовый сектор в целом. Начало 2000-х – это совсем другое время, другая  кредитная  политика. Тогда банковский бизнес строился, скорее, на межличностных отношениях, нежели на технологиях или жестких кредитных ковенантах.

Свою деятельность Промсвязьбанк в Иркутске начинал с работы с корпоративными клиентами. В 2008-2012 годах началось активное «погружение» в сегмент малого и среднего бизнеса. До кризиса 2014-го мы сделали хороший рывок в кредитовании таких компаний.

События 2014-2015 годов заставили нас сменить вектор развития, и мы сделали большой шаг в сторону транзакционного бизнеса. Параллельно, сами того не ожидая, привлекли большой пласт клиентов с депозитами. Только за последние пять лет остатки на счетах до востребования в сегменте МСБ выросли, как минимум, в 10 раз.

Активно развивает банк и розничное направление, предлагает жителям Иркутска и Ангарска кредиты, вклады, карты. Успешно работает блок «Частный капитал» для ВИП-клиентов. Одним словом, сегодня Промсвязьбанк – сильный универсальный банк, надежный и технологичный.

2. Вы пришли в банк пять лет назад. Каких результатов удалось достичь за «пятилетку»?

Александр Логунов: Мы сделали хороший рывок и стали зарабатывать.  Пять лет назад мы приняли оперофис с большим убытком. И если в 2012 году нам не удалось вытянуть его «в плюс», то начиная с 2013-го, мы не только работаем с прибылью, но и существенно перевыполняем плановые показатели. В 2016 году, например, справились с поставленной задачей на 150%.

3. Чистка банковского сектора продолжается. Как вы относитесь к этому процессу? Можно ли сказать, что частный банковский сектор сегодня чувствует себя менее уютно, чем госбанки?

Александр Логунов: Мы с вами сейчас сидим за круглым столом на одинаковых стульях – и чувствуем себя примерно одинаково, верно? А в банковском секторе «стулья» у всех разные.

Сегодня выигрывает и живет тот, у кого есть капитал. Если соблюдаешь нормативы достаточности капитала – можешь кредитовать, сотрудничать с крупными заемщиками, продавая им как локомотивные продукты, так и дополнительные (зарплатные карты, расчетные счета, факторинг). Чем больше капитал у банка – тем больше преимуществ. На фоне "чистки" банковского сектора у Промсвязьбанка вполне уверенные показатели достаточности.

Кроме того, банк входит в топ-10 системно значимых банков страны. Это знак качества, надежности и стабильности для наших клиентов.

4. Многие банки сокращают количество офисов, стремясь снизить свои издержки на их обслуживание. А у вас какая стратегия?

Александр Логунов: Стратегия простая – открывать офис под бизнес. Банк должен развиваться под клиентскую базу. Если есть клиент, есть потенциал у города, у конкретного района для конкретного банка – можно открываться. Три года назад именно по такому принципу мы открыли офис в Ангарске – и он успешно работает.

В конце этого года или в начале следующего планируем открыть второй офис Промсвязьбанка в Иркутске: клиентская база растет, потребность назрела. Скорее всего, это будет район Лисихи. Мы видим спрос на наши услуги в этом районе, там достаточно развитая деловая активность.

5. Эксперты говорят о стабилизации в экономике. Розничные клиенты почувствовали это на себе? Есть спрос на кредиты?

Ольга Мансурова, заместитель регионального директора по развитию розничного бизнеса ОО «Иркутский» ПАО «Промсвязьбанк»: Позитивные тренды мы начали отмечать еще в конце прошлого года. В текущем году положительная тенденция продолжилась, спрос на кредиты у наших клиентов вырос на 30%. Мы растем и по числу заявок, и по проценту одобрения, потому что приходят более качественные заемщики, и по среднему чеку.

Минимальная ставка по кредитам – для госслужащих и  зарплатных клиентов – составляет сегодня в Промсвязьбанке 13,9%. Если клиент использует цифровые каналы, подает заявку на кредит в интернет-банке, ставка для него составит 12,9%. Кроме того, процентная ставка будет снижаться на один пункт каждый год, при условии качественной выплаты долга. Если клиент не допускает просрочек и при этом оформляет кредит с программой страхования, то первые три года ставка будет снижаться и к третьему году достигнет уровня 9,9%.

6. В прошлом году был настоящий бум рефинансирования. В 2017-м такие кредиты пользуются спросом?

Ольга Мансурова: Рефинансирование – востребованный продукт. Его основной плюс – не столько снижение процентной ставки, сколько объединение нескольких кредитов в один. Зачастую клиенты приходят с целым списком кредитов: один – в госбанке под 14%, второй – POS-кредит под 25%, третий – кредитная карта со ставкой 40%. Мы предлагаем средневзвешенную ставку, объединяем все кредиты в один – клиент видит четкий график платежей, четкую сумму, понимает, сколько ему нужно заплатить, когда и главное – куда. Это огромная экономия времени.

Рефинансирование также позволяет клиенту «докредитоваться». Мы учитываем кредитную нагрузку в сторонних банках, предоставляем кредит на ее погашение и – если у клиента есть достаточный финансовый ресурс – можем выдать дополнительную сумму.

7. Интерес к кредитам растет, а как обстоят дела с вкладами в Промсвязьбанке?

Ольга Мансурова: Мы несколько пересмотрели политику по наращиванию депозитного портфеля – работаем над улучшением его качества, над ростом среднего чека по сумме вклада.

Ставки в Промсвязьбанке – привлекательные, на сегодняшний день их диапазон – от 7,5 до 8,5%.  Если посмотреть предложения банков из топ-10, то наши процентные ставки, как правило, на 1-1,5 п.п. выше, чем у конкурентов. Когда клиент выбирает банк с точки зрения дохода и надежности и хочет, чтобы оба фактора были соблюдены, его выбор часто падает на Промсвязьбанк.

8. Какие приоритеты в рознице у Промсвязьбанка сейчас?

Ольга Мансурова: Во-первых, это зарплатные проекты. Мы расширяем возможности для клиента – как с точки зрения снятия средств, так и с точки зрения дополнительных услуг: это и бесплатное смс-информирование, и возможность накапливать деньги на карте.

Второе направление – развитие цифровых каналов. Интернет-банк Промсвязьбанка для физлиц – стабильно в тройке лучших. Он действительно очень удобен для клиентов. В августе 2016 года мы первые из российских банков запустили сервис по онлайн-кредитованию «Турбоденьги». Для получения кредита действующим клиентам достаточно зайти в интернет- или мобильный банк указать сумму кредита (от 10 000 до 100 000 руб.) и срок (от одного до 12 месяцев). Заявка подается в два клика, рассматривается в течение нескольких минут, получить кредит можно в любой точке мира 24/7.

9. Для обслуживания состоятельных клиентов в Промсвязьбанке работает отдельный блок «Частный капитал». Каковы его успехи в Иркутске?

Алексей Суздальницкий, заместитель регионального директора ОО «Иркутский» ПАО «Промсвязьбанк»: ВИП-модуль открылся в Иркутском офисе в 2014 году. Если сравнить депозитный портфель, который был на старте, с тем, что сейчас – то он вырос почти в пять раз. Сбережения, размещенные клиентами на счетах в Иркутском офисе Промсвязьбанка, измеряются уже миллиардами, средний чек растет год от года.

Мы гордимся тем, что собственники бизнеса и ТОП-менеджеры крупнейших предприятий региона доверяют нам свои деньги, пользуются различными инвестиционными продуктами, при выборе своей инвестиционной стратегии прислушиваются к рекомендациям наших аналитиков.

10.  Надежным банком нельзя быть без мощной юридической службы. Как ведется такая работа в Промсвязьбанке?

Алексей Суздальницкий: В октябре 2016 года на базе юридического отдела «Иркутский» был создан региональный центр юридического сопровождения, в ведении которого находится юридическая поддержка бизнеса (розничного, корпоративного, МСБ и частного капитала) четырех регионов – это Иркутск, Чита, Улан-Удэ и Абакан. Кроме того, мы осуществляем поддержку платежных услуг (транзакционный бизнес, РКО) во всех филиалах банка от Урала и до Дальнего Востока.

Главная задача регионального центра – давать оценку рисков при осуществлении всех бизнес-процессов, помогать принимать взвешенные решения и в онлайн-режиме осуществлять поддержку операционных офисов, расположенных в нескольких крупных регионах страны.

12. Сколько клиентов малого и среднего бизнеса обслуживаются сегодня в Иркутском филиале Промсвязьбанка? Какова динамика?

Алексей Путилов, начальник управления малого и среднего бизнеса ОО «Иркутский» ПАО «Промсвязьбанк»: Клиентов в сегменте МСБ у нас уже больше четырех тысяч. Количество их постоянно растет, ежемесячно мы открываем порядка 110-130 новых расчетных счетов. Это и только зарегистрированный бизнес, и предприниматели, переходящие на обслуживание в надежный банк, который может им предложить лучшие условия и технологии.

Промсвязьбанк привлекает бизнесменов не только тарифами, но и технологичностью. С помощью нашего интернет-банка можно сделать практически все операции, не выходя из офиса: открыть расчетный счет, заказать корпоративную карту, взять очередной кредитный транш.

13. Как, по вашему мнению, бьется сегодня «пульс» иркутского бизнеса?

Алексей Путилов: «Пульс» бизнеса мы отслеживаем, в том числе, по запросам на кредиты. Смотрим, насколько предприниматели готовы рисковать, заходить в новые проекты, расширять бизнес. Динамика радует: заявок на кредиты все больше и больше, это значит, что предприниматели стали меньше бояться, видят потенциал роста.

Цели кредитов – разные. Кто-то берет финансирование на пополнение оборотных средств, кто-то – на инвестиционные проекты. Предприниматели модернизируют производство, покупают новое оборудование, открывают дополнительные точки, новые направления.

Растет и процент одобрения кредитных заявок. По итогам первых четырех месяцев года более 85% заявок были одобрены. Сегодня согласовываются многие заявки, которые мы бы не согласовали в 2014-2015 годах.

Ставки по кредитам сейчас довольно привлекательные – порядка 13-14% для всех клиентов. А для наших действующих клиентов мы готовы снижать ставку – за счет своей маржи. Последняя ставка, которую мы подписали клиенту, – 11,75%.

Алексей Суздальницкий: Ситуация действительно меняется. Существенно  пересмотрена кредитная политика. Так называемых «стоп-отраслей» стало значительно меньше. Смягчены требования в части финансовых вложений, залогового обеспечения.

Тем не менее, излишнего оптимизма в части роста объемов кредитования у нас пока нет. Системного роста инвестиционных вложений, массовой капитализации со стороны бизнеса пока не наблюдается. Инвестиции носят, скорее, точечный характер.

14. Промсвязьбанк начинался с корпоративного блока. А какое место крупные клиенты занимают в бизнесе Иркутского офиса сейчас?

Алексей Суздальницкий: Корпоративный блок остается локомотивом операционного результата банка. Кризис 2008-го, а затем и 2014-го года привел к определенным корректировкам на внешних рынках. Крупные компании, в том числе с госучастием, не смогли так же активно занимать деньги на внешних площадках, как прежде. Промсвязьбанк смог предложить предприятиям интересные решения, клиентская база пополнилась новыми крупными компаниями.

За последние пять лет корпоративный блок в Иркутском офисе Промсвязьбанка увеличился в разы. К нам на обслуживание пришли крупнейшие предприятия региона. Открыты многомиллиардные кредитные лимиты, привлечены крупные сбережения на депозиты.

15. Позади 15 лет успешной работы. Что дальше?

Александр Логунов: 15 лет – прекрасный возраст, почти детский (улыбается). Мне на ум пришла известная песенка: «Голубой вагон бежит-качается, скорый поезд набирает ход…». Действительно, банк можно сравнить с поездом. Наш головной офис – это локомотив, а мы, региональная сеть, – вагоны этого состава.

Я желаю нашему офису быть как можно ближе к локомотиву – там прочнее сцепка, сильнее тяга. Пусть «поезд» Промсвязьбанка не сбавляет оборотов, не боится крутых виражей, а «набирает ход». И пусть нашим клиентам – «пассажирам» – будет комфортно и надежно в «вагоне» Иркутского операционного офиса. Успехов и развития!

Анна Масленникова,
Газета Дело

Реклама. Генеральная лицензия Банка России No3251